Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Декарт Рене, в лат. написании Картезий (1596—1650) — фр. фило­соф, математик, физик, физиолог. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. После службы в армии пере­селился в Нидерланды — передовую капиталистическую страну того времени, где провел 20 лет в уеди­ненных научных и философских занятиях. Проследования нидер­ландских богословов вынудили его переселиться в Швецию (1649), где он умер. Философия Д. связана с его математикой, космогонией и фи­зикой. В математике Д. — один из создателей аналитической геомет­рии. В механике он указал на отно­сительность    движения   и   покоя,сформулировал  общий  закон  дей­ствия и противодействия, а также закон сохранения полного количе­ства   движения   при   ударе двух неупругих тел. В космогонии он раз­вил  новую  для науки идею есте­ственного развития солнечной си­стемы; осн. формой движения косми­ческой материи, обусловливающего строение   мира   и происхождение небесных   тел,   он   считал   вихре­вое движение ее частиц. Эта гипо­теза способствовала будущим успе­хам диалектики природы, хотя сам Д. понимал развитие еще механи­стически. В зависимости от матема­тических и физических исследова­ний Д. сложилось его учение о ма­терии, или о телесной субстанции. Д. отождествил материю с протяже­нием, или с пространством: только протяжение но зависит от субъек­тивности и обусловлено необходи­мыми   свойствами   телесной   суб­станции. В материалистическую фи­зику   Д.   вторгается,  однако,  дуа­лизм: общая причина движения, по Д., — бог; он сотворил материю вме­сте с движением и покоем и сохра­няет в ней одно и то же количество движения и покоя.  Также  дуали-стично учение Д. о человеке: в чело­веке, по Д., реально связаны без­душный и безжизненный телесный механизм  с волящей  и мыслящей душой. Разнородные тело и душа, по Д., взаимодействуют посредством особого органа — т. наз. шишковид­ной железы. В физиологии Д. уста­новил    схему   двигательных   ре­акций,   представляющую   одно  из первых научных описаний рефлек­торного акта. Однако материалисти­ческая физиология Д. выступала в противоречивом   сочетании с уче­нием о пематериальности души: в отличие от тела, сущность к-рого в протяжении, сущность души, по Д., в мышлении. В животных Д. видел лишь сложные автоматы, лишенные души и способности мыслить. Вме­сте с Ф. Бэконом Д. конечную за­дачу знания видел в господстве че­ловека над силами природы, в от­крытии и изобретении технических средств, в незнании причин и дей­ствий, в усовершенствовании приро­ды человека. Для достижения этой задачи Д. считал необходимым пред­варительно усомниться во всем на­личном существовании. Это сомне­ние — не убеждение в непознаваемо­сти всего сущего, но лишь прием для пахождения безусловно досто­верного начала знания. Таким на­чалом Д. считал положение «мыс­лю, следовательно, существую». Ис­ходя  из этого   тезиса, Д. пытался вывести также существование бога, а   затем   убеждение в реальности внешнего мира. В учепии о позна­нии   Д. — родоначальник   рациона­лизма, к-рый сложился в результате одностороннего понимания логиче­ского   характера   математического знания. Т. к. всеобщий и необходи­мый характер математического зна­ния казался Д. вытекающим из при­роды  самого  ума, то поэтому Д. отвел в процессе познания исключи­тельную роль дедукции, к-рая опи­рается на вполне достоверные ин­туитивно    постигаемые    аксиомы. Учения Д. о непосредственной до­стоверности   самосознания,  о  вро­жденных идеях (к числу таких идей он относил идею бога, духовной и телесной субстанции) оказали влия­ние на последующий идеализм и стали предметом критики со сторо­ны  представителей   материализма. Напротив,    материалистическое   в основе  учение  о природе,  теория развития природы, материалистиче­ская физиология, враяедебный бого­словию механистический метод обу­словили влияние Д. на образование материалистического мировоззрения нового времени. Осн. работы: «Рас­суждение о методе» (1637), «Начала философии»   (1644).