Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Дембовский Эдвард (1822—46) — польский философ, один из вож­дей революционно-демократической группы в Краковской революции 1846. В «Манифесте Коммунистиче­ской партии» Маркс и Энгельс пи­сали о группе Д. как о партии, к-рая ставит аграрную революцию усло­вием национального освобождения Польши и к-рую коммунисты под­держивают в ее борьбе. В речи по польскому вопросу (1848) Энгельс отметил «почти пролетарскую сме­лость» группы Д. В философии Д. продолжил лучшие традиции поль­ских материалистов конца 18 в. Г. Коллонтая и С. Сташица. Преодо­левая гегелевский идеализм и под­вергнув критике метафизический материализм французских просве­тителей, Д. требовал создания «фи­лософии творчества», или «филосо­фии будущего», связанной с инте­ресами народа, с жизненной прак­тикой. Он считал, что диалектика должна обосновать идею свержения крестьянами помещичьего гнета а необходимость установления ком­мунистического строя. С этих пози­ций Д. критиковал диалектику Ге­геля за «примирение с существую­щим злом», за попытку, поставить новое на службу старому. Д. был атеистом и разоблачал религию и католическую церковь как оружие феодальной реакции. Во взглядах на общество Д. оставался идеалистом; не приняв натурализма Фейербаха, считал движущей силой истории че­ловеческий разум. Д. — один пз основателей эстетики революцион­ного демократизма в Польше, про­тивник теорпп «чистого искусства >. Осн. философские произведения Д.: «Несколько мыслей об эклектизме» (1843), «Творчество, как принцип, присущий польской ' философии» (1843), «Мысли о будущем филосо­фии» (1845).

Демиург (греч., дословно — ма­стер, ремесленник, в переносном смысле — создатель, творец) — в идеалистической философии Плато­на и в мистике неоплатоников — творец мира, создатель вселенной; одно из определений божества. У Гегеля Д. становится процесс мышления, к-рый он превращает в самостоятельную силу и обоже­ствляет.