Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

их объективность. И потому он рас­сматривает В. также и как сущ­ность единичных объектов, и как цель, ради к-рой существуют по­следние. Здесь он, по существу, бли­зок к пониманию В. у Платона. Т. обр., Аристотель, хотя и не ре­шил, но четко выявил проблему, и потому его учение стало базой для споров номинализма и реализма. Здесь противоречивые положения учения Аристотеля превратились в противоположность философских школ. Опытная наука нового вре­мени, развивавшаяся в борьбе с абстрактной схоластикой богосло­вия, породила протест против тео­логического понимания В. Объектив­ность В. такого рода вновь отри­цается. Выражая подобные настро­ения, Локк понимает В. лишь как абстрактное, словесное выражение сходства явлений, отрицая за В. вся­кую реальность. Такое толкование согласуется с наукой того времени, и особенно с классификацией явле­ний, принятой в ней. Изучение на­укой закономерностей объективного мира подрывает локковское понима­ние В. Это заметно уже у Канта и особенно у Гегеля, к-рый различает «абстрактно- В.», как фиксирован­ное в словах тождество ряда явле­ний (результат простого сходства), и подлинное, «конкретно- В.», пони­маемое как внутренняя сущность, закон существования и изменения явлений. Однако подлинно В., по Гегелю, является лишь духовное — понятие, идея. Марксистское пони­мание Е., о. и в. основано на при­знании идеи В. как отражения объ­ективного единства явлений мира. Существенное сходство предметов или процессов лишь выражение этой глубокой объективной связи. «Фор­ма всеобщности в природе, — пишет Энгельс, — это закон... Форма все­общности есть форма внутренней завершенности и тем самым беско­нечности; она есть соединение мно­гих конечных вещей в бесконеч­ное» («Диалектика природы» 1955, с. 186, 185). Поэтому В. воплощает в себе ббгатство особенного, иидиви-дуальиого,   отдельного. Диалектика

Е., о. и в. выражает необходимые сущностные связи мира. Объектив­ная связь Е., о. и в. находит свое выражение в языке, форме изложе­ния предмета, способе исследования объектов. Взаимоотношение Е., о. и в. заключается в их связи, в том, что Е. не существует без В., а по­следнее без Е., что Е. в известных условиях переходит в О. и В. и т. д. Анализ этих диалектических связей имеет большое значение, напр., для понимания общих путей и законов строительства социализма и их свое­образного, особенного проявления в отдельных странах. Т. обр., катего­рии Е., о. и в. прежде всего выра­жают существенные связи объектив­ного мира и только поэтому харак­теризуют и процесс его познания. Практическая деятельность, по­стоянно направленная на единичные объекты, освещается знанием В., за­конов, сторон и свойств, повторяю­щихся в этих объектах, и конкрети­зируется учетом их особенностей.

Единства и борьбы противопо­ложностей закон — всеобщий закон действительности и ее познания че­ловеческим мышлением, выражаю­щий суть, «ядро» материалистиче­ской диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположно­сти. Под противоположностями диа­лектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., к-рые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают друг дру­га. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противо­положностей означает, что противо­речие внутри сущности предмета непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого пред­мета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутрен­ний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторон­ним силам, позволяет понять дви­жение как самодвижение. Он рас­крывает подлинное конкретное един­ство многообразия как конкретное,