Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Дюркгейм Эмиль (1858—1917) — фр. социолог и философ; позитивист, последователь Конта, проф. в Сор­бонне. Д. утверждал, что социоло­гия должна изучать общество как особую духовную реальность, зако­ны к-рой отличны от законов инди­видуальной психики. Любое об-во, по Д., основано на общезначимых коллективных представлениях; уче­ный имеет дело с социальными фак­тами — коллективными представле­ниями (право, мораль, религия, чув­ства, привычки и т. д.), к-рые при­нудительно навязываются человече­скому сознанию общественной сре­дой. Общественное развитие Д. объ­яснял 3 факторами: плотностью на­селения, развитием путей сообще­ния, коллективным сознанием. Всякое об-во характеризуется соци­альной солидарностью. В первобыт­ном об-ве солидарность была «меха­нической», основанной на кровном родстве. В совр. мире солидарность «органическая», основанная на раз­делении труда, т. е. на классовом содружестве при добывании средств к жизни. Важным моментом обще­ственной жизни Д. считал религию. Меняя своп формы в зависимости от стадии развития об-ва, религия будет существовать, пока суще­ствуют люди, т. к. в ней об-во обо­жествляет само себя. Осн. соч. Д.: «О разделении общественного тру­да» (1893), «Метод социологии» (1895), «Элементарные формы ре­лигиозной жизни» (1912).

Евгеника (греч.— породистый) — лжеучение об улучшеиип человече­ской породы. Термин впервые ввел апгл. расист Ф. Гальтон (1869). Е. исходит из того, что психическая и физиологическая неравноценность людей якобы обусловливает наличие социального неравенства. Так, К. Дарлингтон в «Фактах жизни» (1953) утверждал, что классы отли­чаются друг от друга не экономиче­ски, а генетически. Извращая уче­ние Дарвина, евгеписты утверждают, что прогресс человека прекратился вместе с исчезновением естественно­го отбора. Они предлагают внедрить искусственный подбор — ограниче­ние или запрещение браков для психически и физически неполно­ценных людей, стерилизацию и т. д. Критерием же «неполноценности» человека для них является его со­циальное положение, степень мате­риальной обеспеченности и т. п. Е. родственна расизму и мальтузиан­ству. В фашистской Германии, а ныне в США Е. получила широкое распространение. Обычно под кате­горию «генетически неполноценные» подводятся политические противни­ки буржуазии.

Единичное, особенное, всеоб­щее — философские категории, вы­ражающие различные объективные связи мира, а также ступени позна­ния этих связей. Эти категории фор­мируются в ходе развития практи-чески-познавательпой деятельности. Объекты действительности обладают своеобразием, благодаря к-рому они отличаются друг от друга. По­этому объект воспринимается как нечто Е. Однако уже элементарная практика обнаруживает в этих объ­ектах повторяющиеся, общие им черты. Иначе говоря, Е. оказывает­ся обладающим и общими чертами. Общие черты и свойства при­сущи или только узким груп­пам объектов, и тогда они высту­пают как О., или всем предметам и явлениям, и тогда они являются В. Е., о. и в. находятся в неразрывной связи, единстве, различие их отно­сительно, они взаимно переходят друг в друга (см. В. И. Ленин, т. 38, с. 359). Научное решение во­проса о соотношении В. в сознании, его аналога в действительности и единичных свойств объектов вызы­вало большие трудности в исто­рии философии. Исторически ранее всего формируется наивно-пагляд-ное представление о В. как сходном, повторяющемся. Здесь не ставится еще допрос об источнике; причине этого сходства, важнейший вопрос о природе В., о том, отражает ли оно реально существующие свойства объективного мира или коренится в способности обобщающего сознания или свойствах некоего духовного абсолюта.

 Древнегреч. материалисты были приверженцами первого пред­ставления о сущности В. Так, Фалес основу всех вещей, их В., видит в воде, Гераклит — в огне,