Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Гражданское общество — термин, к-рым в домарксистской философии, начиная с 18 в., обозначали обще­ственные, а в узком смысле — иму­щественные отношения. Существен­ным недостатком теории Г. о. у англ. и фр. материалистов было no-понимание зависимости Г. о. от развития способов производства, объяснение его формирования есте­ственными свойствами человека, по­литическими задачами, формами правления и законодательства, нрав­ственностью и т. д. Гегель под Г. о. понимал «систему потребностей», основанную на частной собственно­сти, имущественные и сословные от­ношения, систему правовых отноше­ний и т. д. Хотя во взглядах Гегеля на Г. о. содержатся некоторые до­гадки о действительных законах развнт\.я об-ва, в целом его воззре­ния по этому вопросу несостоятель­ны. Идеализм Гегеля проявляется здесь в том, что Г. о. рассматривает­ся как зависимое по отношению к государству, к-рое является истин­ной формой объективного духа, то­гда как Г. о. есть лишь «конечная» форма духа. Маркс использует тер­мин и понятие Г. о. в ранних про­изведениях, впервые в 1843 в связи с критикой Гегеля. Понимая под Г. о. организацию семьн, сословий и классов, отношения собственности, формы и способы распределения, во­обще те условия, к-рые обеспечи­вают существование и функциониро­вание об-ва, условия действительной жизни и деятельности человека, Маркс подчеркивает их объективный характер и экономическое основание. В дальнейшем недостаточно четкий термин Г. о. Маркс заменяет строги­ми научными понятиями (экономиче­ская структура об-ва, экономический базис, способ производства и т. и.).