Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Демокрит из Абдер (ок. 460— 370 до н. э.) — древнегреч. философ-материалист, ученик Левкиппа, пер­вый энциклопедический ум среди греков (Маркс). Ленин считал Д. наиболее ярким выразителем мате­риализма в древности. Д. — один из основателей атомистики. Он при­знавал два первоначала: атомы и пустоту. При этом атомы, т. е. не­делимые частицы материи, неиз­менны; они вечны, находятся в по­стоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, вели­чиной, положением и порядком. Др. свойства, такие, как звук, цвет, вкус и т. д., атомам не присущи, а существуют лишь условно, «не по природе самих вещей». В этом взгляде уже имеются зародыши учения о первичных и вторичных качествах   вещей.   Пз  соединения атомов образуются тела; распад ато­мов ведет к гибели тел. Бесконеч­ное множество атомов вечно дви­жется в бесконечной пустоте; пере­мещаясь в разных направлениях, они иногда сталкиваются друг с другом, образуя вихри атомов. Так происходит бесконечное множество «рождающихся и умирающих» ми­ров, к-рые не сотворены богом, а возникают и уничтожаются есте­ственным путем, по необходимости. Отождествляя причинность с необ­ходимостью, Д. отрицал случай­ность, рассматривая ее как резуль­тат незнания. В теории познания он исходит из предположения, что от тел истекают, отделяются тонкие оболочки («идолы» — образы) ве­щей, воздействующие на органы чувств. Чувственное восприятие — основной источник познания, но оно дает лишь «темное» знание о предметах; над этим знанием воз­вышается другое, «светлое», более тонкое знание, знание посредством разума, ведущее к познанию сущ­ности мира: атомов и пустоты. Этим Д. ставил проблему соотношения чувств и разумного в познании. По своим политическим взглядам Д. был представителем античной демо­кратии, противником рабовладель­ческой аристократии. Продолжате­лями материализма Д. были Эпикур и Лукреций Кар.