Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Достоевской Федор Михайлович (1821—81) — рус. писатель, один из выдающихся представителей крити­ческого реализма. Разночинец по со­циальному положению, Д. в 40-е гг. был близок к Белинскому и нахо­дился под влиянием идей утопиче­ского социализма. За участие в кружке петрашевцев Д. был приго­ворен к смертной казни, замененной каторгой и последующей солдатской службой (1849—59). В первых же произведениях Д. выступил как ху­дожник-гуманист, защитник «уни­женных и оскорбленных». Любовь к простому человеку, ненависть к бур­жуазному хищничеству и аморализ­му были определяющими чертами всего творчества писателя. Мировоз­зрение Д. было противоречивым. Поражение революции 1848 в Евро­пе и тяжелая личная драма духов­но надломили писателя. В развивав­шейся им в 60—70-е гг. теории Д. утверждал (в духе неославянофи­лов) идею особой религиозной пред­назначенности рус. народа как спа­сителя человечества, указывающего путь к осуществлению «царства не­бесного» на земле. В этот период Д. критикует материализм и атеизм, выступает против революционных демократов и социализма (к-рый он представлял себе в форме уравни­тельного мелкобуржуазного социа­лизма). В центре внимания Д. эти­ческие проблемы. Ограничив гума­низм заботой о духовном освобож­дении личности, Д. не сумел в сво­их взглядах подняться выше идеи нравственного самоусовершенство­вания личности. Огромный талант, чувство художественной правды по­зволили Д. дать беспощадный кри­тический анализ рус. жизни, пока­зать трагедию социальных низов в условиях самодержавия и капитали­стической эксплуатации («Бедные люди», «Униженные и оскорблен* ные», «Братья Карамазовы» и др.). В этом, как указывала марксистская критика (Горький, Луначарский и др.), заключается объективное зна­чение творчества писателя. Попытки буржуазных философов (Бердяег, Лосский, А. Масейна, И. Богатек и др.) представить Д. исключительно как религиозного мистика, персона­листа, экзистепциалиста и т. п. явля­ются грубым искажением наследия Д.