Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Джентиле Джованни (1875— 1944) — итал. философ и политик. Проф. Римского ун-та; министр про­свещения в правительстве Муссоли­ни. В работе «Философия Маркса» (1899) выступил с критикой марк­сизма. Д. также подверг пересмотру учение Гегеля, устранил из него природу и объективную идею и со­здал систему «актуализма» — субъ­ективно-идеалистическую разновид­ность неогегельянства. Все сущее, по Д., — результат движения мыс­лящей мысли. Мысль всегда акту­альна, активна; ее творчество не связано условиями пространства и времени. Порождаемая ею материя мертва, инертна, хотя и находится в единстве с мыслью. Чтобы избежать солипсизма, Д. вводит понятие уни­версального «Я». Реальность не тож­дественна идеям индивидуального сознания, а есть чистое мышление сверхличного трансцендентального начала во вселенной, преодолеваю­щего в процессе становления все противоположности. В своих со­циально-политических взглядах Д. эволюционировал от либерализма к фашизму. Субъективизм и волюнта­ризм философии Д. стали одной из основ идеологии итал. фашизма. Осн. работы: «Реформа гегелев­ской диалектики» (1913), «Система логики как теория познания» (1917).

Джине Джемс Хепвуд (1877— 1946) — англ. физик и астрофизик, популяризатор науки; по философ­ским взглядам — видный предста­витель совр. «физического» идеализ­ма. Автор ряда исследований по тео­ретической физике, астрофизике и космогонии. В 20—30-х гг. 20 в. большой популярностью пользова­лась выдвинутая Д. катастрофаль-ная гипотеза происхождения солнеч­ной системы в результате тесного сближения Солнца с другой звездой. В свете этой гипотезы (оказавшей­ся несостоятельной) планетные си­стемы должны представлять собой исключительно редкое и случайное явление во вселенной. Д. стремился использовать для обоснования идеа­лизма теорию относительности, кван­товую теорию и др. достижения совр. физики.