Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Диалектическая логика — логи­ческое учение диалектического ма­териализма, наука о законах и фор­мах отражения в мышлении разви­тия и изменения объективного мира, о закономерностях познания истины. Д. л. в своем научном выражении возникла как составная часть мар­ксистской   философии.   Однако   ее элементы имели место уже в древн., особенно   античной, философии, в учениях Гераклита, Платона, Ари­стотеля и др. В силу исторических обстоятельств в течение длительного периода господствовала формальная логика как единственное  учение о законах и формах мышления.  Но уже примерно с 17 в. под давлением потребностей развивающегося есте­ствознания  и философской  мысли начинает осознаваться ее недоста­точность, необходимость иного уче­ния о всеобщих принципах и мето­дах мышления и познания (Бэкон, Декарт, Лейбниц и др.). Наиболее яркое выражение эта тенденция в новое время получила в нем. клас­сической   философии.   Так,   Кант проводил различие между общей и трансцендентальной   логикой;   по­следняя, на его взгляд, отличается от первой, т. е. формальной, тем, что она изучает развитие знаний и не отвлекается,  подобно  ей,  от содержания. Особая заслуга в раз­работке Д. л. принадлежит Гегелю, давшему   ее   первую  всесторонне разработанную    систему,   проник­нутую,    однако,    идеалистическим взглядом на мир. Марксистское уче­ние о логике вобрало в себя все цен­ное из предыдущего развития, пере­работав огромный опыт развития че­ловеческого знания и обобщив его в строгую науку о познании. Д. л. не отбрасывает формальную логику, а лишь очерчивает ее границы как необходимой,  но неисчерпывающей формы  логического  мышления.   В Д. л. неразрывно связаны учение о бытии и учение об его отражении в  сознании,   она — содержательная логика. И поскольку мир находится в постоянном движении и развитии, то и формы мышления, понятия, ка­тегории  должны  основываться  на принципе развития,  иначе они не смогут быть идеальными формами объективного   содержания.   Отсюда центральная задача Д. л. состоит в исследовании того, как выразить в человеческих понятиях движение, развитие, внутренние противоречия явлений, их качественное измене­ние, переход одного в др. и т. д., в исследовании диалектической сущ­ности логических категорий, их по­движности, гибкости, «доходящей до тождества противоположностей» (Ленин). Диалектика потому и есть логическое учение, что она иссле­дует логические, познавательные функции общих законов и катего­рий развития. С этим связана др. осн. задача Д. л. — изучение про­цесса становления, развития самого познания. Д. л. базируется на исто­рии познания, она есть обобщенная история развития человеческого мышления и исторической практики об-ва. Законы познания с т. зр. Д. л. — это законы развития мысли от внешнего к внутреннему, от яв­лений к сущности, от сущности ме­нее глубокой к сущности более глубокой, от непосредственного к опосредствованному, от абстрактно­го к конкретному, от относительных истин к истине абсолютной. Этим историзмом проникнуто любое по­ложение Д. л., как им проникнута всЯ наука. В Д. л. преодолевается то расщепление анализа и синтеза, индукции и дедукции, эмпирическо­го и теоретического на самостоятель­ные формы познания, к-рое было ха­рактерно для предыдущих учений о познании; эти, как и др., формы по­знания исследуются ею в высшем синтезе, в виде взаимопроникающих противоположностей. В качестве об­щего логического принципа в Д. л. имеет большое значение способ вос­хождения от абстрактного к конкрет­ному (Абстрактное и конкретное), и к-ром наиболее полно воплощено единство исторического и логичес­кого. Д. л. строится как система ло­гических категорий, в к-рых синте­зируются результаты познаватель­ной и практической деятельности че­ловечества. Вопрос о системе кате­горий, в к-рой последние берутся в порядке субординации, соподчине­ния, еще не изучен достаточно, но наиболее вероятным и плодотворным представляется подход, соответству­ющий принципу единства логическо­го и исторического, движения зна­ний от явлений к сущности, от про­стого к сложному и т. д. На эту сто­рону обращал большое внимание Ле­нин, внесший огромный вклад в раз­работку Д. л. В совр. науке большую роль играют формализованные, ло­гические системы и содержательные формально-логические теории, изу­чающие отдельные стороны и задачи мышления. Д. л. есть тот общий ло­гический базис человеческого позна­ния, та общая логическая теория, с позиций к-рой можно и должно объ­яснять все частные и конкретные ло­гические теории, их значение и роль.