Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Диалектический материализм - научное философское мировоззре­ние, одна из составных частей мар­ксистского учения, его философская основа. Д. м. создан Марксом и Эн­гельсом и развит дальше Лепиным и др. марксистами. Д. м. возник в 40-х гг. 19 в. и развивался в неразрывпой связи с успехами науки и практикой революционного рабочего движения. Возникновение его озна­меновало настоящую революцию в истории человеческой мысли, в ис­тории философии. Но эта революция включала в себя преемственность, критическую переработку всего того передового и прогрессивного,   что уже было достигнуто историей чело­веческой   мысли.  Два  осн. потока предшествующего       философского развития слились воедино в Д. м. и были оплодотворены новым подхо­дом,   новым   и  глубоко   научным взглядом на мир. С одной стороны, это была линия развития материа­листической философии, уходившая своими истоками  в  далекое  про­шлое, с др. — это была линия разви­тия диалектического воззрения на мир, также имевшая свои глубокие традиции   в   истории   философии. Развитие   философской   мысли   в тесной связи с наукой и всей исто­рической практикой человечества за­кономерно вело к победе материа­листического взгляда на  мир. Но учения старых материалистов имели тот существенный недостаток, что они, несмотря  па  отдельные про­блески  диалектики,   были метафи­зическими,   механистическими,   со­четали   материализм  в понимании природы с идеализмом в объясне­нии общественных явлений. Фило­софы, развивавшие в новое время диалектический взгляд на мир, бы­ли в осн. идеалистами, что особенно ярко  сказалось  в системе Гегеля. Маркс и Энгельс не просто заим­ствовали учение  старых  материа­листов   и  диалектику   идеалистов, синтезировав их воедино. Опираясь на новейшие достижения естество­знания, на весь исторический опыт человечества,   они   доказали,   что научным и до конца последователь­ным материализм может быть, лишь став  диалектическим,  а  подлинно научной диалектика   может   быть, лишь став материалистической. Су­щественнейшим элементом форми­рования Д. м. была также выработ­ка научного взгляда на ход обще­ственного   развития   и   его   зако-9   Философский .словарь ны (Исторический материализм). Без диалектико-материалистическо-го взгляда на мир невозможно было победить идеализм в его последнем убежище — объяснении сущности человеческого об-ва. Но и создать последовательное философское ми­ровоззрение, объяснить законы че­ловеческого познания было столь же невозможно без материалистическо­го подхода к об-ву, без анализа общественно-исторической практики и прежде всего общественного про­изводства как основы человеческого бытия. Основоположники марксизма решили эту задачу. Д. м. возник поэтому как грандиозный философ­ский синтез, охватывающий единым пониманием всю сложную сеть явле­ний природы, человеческого об-ва и мышления, органически соединяю­щий в себе философский метод объ­яснения и анализа действительности с идеей революционно-практического изменения мира. Последнее состав­ляет одну из самых характерных черт Д. м. в отличие от старой фи­лософии, ограничивавшей себя в ос­новном- задачей объяснения мира. Здесь нашли свое выражение клас­совые корни марксистской филосо­фии как мировоззрения самого ре­волюционного, рабочего, класса, при­званного уничтожить социальный строй, основанный на эксплуатации человека человеком, и построить ком­мунистическое, бесклассовое об-во. Возникновением Д. м. завершился в основном исторический процесс вы­деления философии в отдельную науку, имеющую свой специфиче­ский предмет исследования. Ее пред­мет составляют наиболее общие за­коны развития природы, об-ва и мышления, те общие начала и ос­новы объективного мира и его отра­жения в человеческом сознании, к-рые дают правильный научный подход к явлениям и процессам, ме­тод объяснения, познания и ^прак­тического преобразования действи­тельности. Краеугольный камень Д. м. — учение о материальной при­роде мира, о том, что в мире нет ни­чего, кроме материи и законов ее движепия и шительный и непримиримый враг всяких представлений о сверхъесте­ственных сущностях, . в какие бы одежды ни наряжали их религия и идеалистическая философия. При­рода развивается, достигая высших своих форм, включая жизнь и мыс­лящую материю, не пз потусторон­ней силы, а по причинам, заложен­ным в ней самой, в ее законах. Раз­работанная Д. м. диалектическая теория развития (Диалектика) ука­зывает те общие законы, благодаря к-рым осуществляются процессы движения и изменения материи, пе­рехода от низших ее форм к выс­шим. Совр. физические учения о ма­терии, пространстве и времени с их признанием изменчивости любых видов материи и неиссякаемой спо­собности материальных частиц к качественным превращениям не только находятся в полном соответ­ствии с диалектическим материа­лизмом, но только из него могут черпать необходимые философскио идеи и методологические принципы. Это же можно сказать и о науках, исследующих др. явления природы. Таким же подтверждением принци­пов Д. м. служит совр. историческая практика человечества, совершив­шая крутой поворот от старых, из­живших себя форм общественной жизни к новым, социалистическим формам. Связывая воедино учение о бытии, об объективном мире и учение о его отражении в человече­ском сознании, Д. м. представляет собой теорию познания и логику. Принципиально новый шаг, сделан­ный Д. м. в этой области и подвед­ший под учение о познании проч­ный научный фундамент, заклю­чается в том, что в теорию познания была включена практика. «Все ми­стерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональ­ное разрешение в человеческой прак­тике и в понимании этой практики» (Маркс). Применив диалектическую теорию развития к познанию, Д. м. установил исторический характер человеческих понятий, вскрыл взаи­мосвязь относительного и абсолют­ного в научных истинах, разработал вопрос об объективной логике дви­жения познания (Диалектическая логика, Познание). Д. м.—развиваю­щаяся наука. С каждым крупным открытием естествознания, с изме­нением форм общественной жизни его принципы и положения конкре­тизируются, развиваются, впитывая новые данные науки и историче­ского опыта человечества. Д. м. — философская основа программы, стратегии и тактики, всей деятель­ности Коммунистических партий.