Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Диалектика — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала дол­гая история, и само понятие Д. воз­никло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смыс­ла термина. Уже античная филосо­фия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла жизнь мира как процесс, ос­ветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное {Гераклит, отча­сти милетские материалисты, пифа­горейцы). К подобным исследовани­ям еще не применялся термин «Д.». Первоначально этим термином (dia-lektike techne — «искусство диалек­тики») обозначалось искусство диа­лога и спора: 1) способность вести спор посредством вопросов и отве­тов; 2) лскусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель, не понявший Д. Гераклита, считает изобретателем ее Зенона Элейского, к-рый подверг анализу противоречия, возникаю­щие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристо­тель отличает «Д.»*от «аналитики», как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон. вслед за элеатами (Элейская шко­ла) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем на менее в диалогах «Софист» и «Пар-менид» обосновывает диалектиче­ские выводы о том, что высшие ро­ды сущего могут мыслиться только т. обр., что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и мно­жественно, вечно и преходяще, не­изменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необ­ходимое   условие для побуждения души к размышлению. Это искус­ство и является, по Платону, искус­ством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники     (Плотин,    Прокл). В   философии  феодального  обще­ства — в схоластике Д. стали назы­вать формальную логику, к-рая бы­ла противопоставлена риторике. На ранних стадиях развития капитали­стического общества диалектические идеи о «совпадении противополож­ностей» выдвигают Николай Кузан-ский и Бруно. В новое время, не­смотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза, первый — в своей космогонии, второй — в учении о субстанции   как   о    самопричине, дают образцы диалектического мыш­ления. В 18 в. во Франции выде­ляются богатством диалектических идей Руссо и Дидро. Первый иссле­дует   противоречия   как    условие исторического развития, второй, кро­ме того, — противоречия в совр. ему общественном  сознании («Племян­ник Рамо»). Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем. клас­сический идеализм, к-рый в отличие от   метафизического   материализма видел в действительности не только предмет познания, но и рассматри­вал ее как предмет  деятельности. Вместе с тем незнание истинной, ма­териальной, основы познания и дея­тельности субъекта привело к огра­ниченности и ошибочности диалек­тических идей нем. идеалистов. Пер­вым  пробил  брешь в метафизике Нант. Он указал на значение проти­воположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел — впервые после Декарта — идею раз­вития в познание природы. В теории познания  Кант  развивает  диалек­тические идеи в учении об «анти­номиях». Однако Д. разума, по Кан­ту, — иллюзия, и  она  устраняется как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные позна­нием одних явлений. Позже в тео­рии позпания   (в «Наукоучении») Фихте развил «антитетический» ме­тод выведения категорий, содержа­щий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процес­сов природы. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалисти­ческая Д. Гегеля.   Независимо от ложной концепции Гегель «впервые представил весь естественный, исто­рический и духовный  мир в  виде процесса, т. е. в беспрерывном дви­жении, изменении, преобразовании и развитии, и пытался раскрыть внут­реннюю связь этого движения и раз­вития» (Ф. Энгельс,  Анти-Дюринг, 1957, с. 23). В отличие от абстракт­ных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в к-ром обнару­живается, что эти определения од-носторонни и ограниченны, т. е. со-деря;ат отрицание самих себя. По­этому Д.   есть,  согласно   Гегелю, «движущая душа всякого научпого развертывания мысли и представ­ляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имма­нентную связь и необходимость». Результат Д. Гегеля далеко превзо­шел то значение, к-рое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходи­мости, с какой все приходит к сво­ему отрицанию, заключалось рево­люционизирующее жизнь и мысль начало,  в силу  к-рого передовые мыслители   видели   в   Д.   Гегеля «алгебру    революции»     (Герцен). Истинно научное понимание Д. было создано только Марксом и Энгель сом. Отбросив идеалистическое со держание   философии Гегеля, on и построили Д. на основе материали­стического понимания историческо­го процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, про­исходящих в природе, обществе п мышлении. В научной Д. органи­чески сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождествен­ны,  отличаясь  только  по  форме.

Поэтому материалистическая Д. не только «онтологическое», но и гно­сеологическое учение, логика, рас­сматривающая мышление и позна­ние равным образом в становлении и развитии, поскольку вещи и явле­ния есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них, как тен­денция, заложено их будущее, то, чем они станут. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистической Д. как обобщен­ная история познания и каждое по­нятие, каждая категория, несмотря на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Гл. категорией материалистической Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает дви­жущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического разви­тия: развитие путем перехода коли­чественных изменений в качествен­ные, перерыв постепенности, скач­ки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе некоторых сторон, черт пер­воначального состояния. Именно та­кое понимание развития отличает Д. от всякого рода вульгарно-эволю­ционистских взглядов, к-рые харак­терны для совр. буржуазных и ре­формистских теорий. Материалисти­ческая Д. представляет собой фило­софский метод исследования приро­ды и общества. Только с позиций Д. можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каж­дой ступени развития науки элемен­тов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, перехо­ды от одних форм обобщения к др., более глубоким. Революционное су­щество материалистической Д., не мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает ее орудием практического преобразования об­щества, помогающим объективно учитывать исторические потребно­сти общественного развития, несоот­ветствие старых форм новому содер­жанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим прогрессу человечества. Стратегия и тактика борьбы за коммунизм строятся в полном соответствии с диалектико-материалистическим ми­росозерцанием (Диалектическая ло­гика).