Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Доказательства бытия бога — выдвинутые идеалистической фило­софией логические доказательства гл. догмата религии — веры в суще­ствование бога. Известны 3 осн. Д. б. б. Космологическое (встречается уже у Платона и Аристотеля; в новое время его отстаивали Лейбниц и Вольф): бог существует как перво­причина всех вещей и явлений. Это доказательство основано на анти­научном допущении конечности мира во времени и существования его нематериальной причины. Телео­логическое доказательство (было выдвинуто Сократом и Платоном, затем развивалось стоиками): в при­роде все устроено настолько целе­сообразно, что это можно объяснить, лишь допустив существование сверхъестественного разумного существа, упорядочивающего все яв­ления. Этот аргумент был опро­вергнут эволюционной теорией Дар­вина, доказавшей естественные при­чины целесообразности. Онтологи­ческое доказательство было выдви­нуто Августином Блаженным, к-рый утверждал, будто у всех людей имеется понятие о боге как о совер­шенном существе. Но понятие не может возникнуть, если нет совер­шенного существа в действительно­сти. Следовательно, бог существует. В средние века это доказательство отстаивал Анселъм Кентерберий-ский. Несостоятельность онтологи­ческого доказательства, отождест­вляющего мысленное с объективно-реальным, была настолько очевидна, что против него выступали не толь­ко философы-материалисты, по и многие теологи; его, напр., откло­нял Фома Аквинский. В различных идеалистических учениях приняты и др. Д. б. б. — гносеологическое, психологическое, нравственное. Опровержение Д. б. б. в рамках идеализма принадлежит Канту, к-рый утверждал, что бог является сверхопытным, умопостигаемым су­ществом и поэтому его существова­ние недоказуемо. Анализ Д. б. б. показывает, что все они содернмт логическую ошибку (круг в доказа­тельстве) и в конечном счете осно­вываются на слепой вере.