Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Беркли Джордж (1685—1753) — англ. философ, субъективный идеа­лист. С 1734 епископ в Клойне (Ир­ландия) . Осн. труд — «Трактат о на­чалах человеческого знания» (1710). Исходя из того, что человек непо­средственно   воспринимает   только свои «идеи» (ощущения), Б. пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости (esse est percipi). Идеи, по В., пассивны, они   воспринимаются   бестелесной субстанцией, душой, к-рая активна и может порождать идеи. Стремясь избежать   солипсизма, Б. признает множественность духовных субстан­ций, а также существование «беско­нечного духа», бога. Идеи нотеп-циально существуют в божествен­ном уме, но актуальное существова­ние они получают в человеческом разуме. Позже Б. переходит на близ­кие неоплатонизму объективно-идеа­листические позиции, признав веч­ное существование идей в уме бога.

целью опровергнуть атеизм и ма­териализм Б. подвергает критике понятие материи, как якобы внут­ренне противоречивое и бесполезное Для познания. Основа берклнанской критики материи — идеалистический

номинализм.  Б. отвергает локков-скую теорию первичных и вторич­ных качеств  (Локк), объявляя все качества  субъективными.   Отрицая мировоззренческое значение науки, Б. считал задачей ученого «научить­ся понимать язык творца, а не при­тязать на объяснение всего только одними   телесными    причинами». С этих позиций Б. отвергает ньюто­новскую теорию абсолютного про­странства, выступает против ньюто­новской теории тяготения, считая ео ученпем   о естественной   причиио движения материальных тел, тогда как сам Б. признавал активность лишь духовной субстанции. Отри­цательно  относился  к созданному Лейбницем и Ньютоном исчислению бесконечно малых, поскольку при­знание бесконечной делимости «ре­ального пространства» противоречи­ло  оси. выводу   философии Б. Со второй половины 19 в. начинается ояшвление  философии Б. и заим­ствование   ее   многими   школами идеализма:   имманентной   школой, эмпириокритицизмом, прагматизмом, и т. д. Философия Б. и его эпигонов в начале 20 в. подвергнута критике в работе В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».