Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Вентам Иеремия (1748—1832) — англ. моралист и правовед. В своей этической теории Б. сводил мотивы поведения к удовольствию и стра­данию, а моральность — к полезно­сти поступка (Утилитаризм). Мо­ральность, по Б., может быть мате­матически исчислена как баланс удовольствий и страданий, получен­ных в результате к.-л. поступков. Метафизичность и механицизм в по­нимании нравственности («мораль-пая арифметика») дополнялся у Б. прямой апологией капиталистиче­ского об-ва, поскольку он объявлял удовлетворение частного интереса («принцип эгоизма») средством обес­печения «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» («прин­цип альтруизма»). Критиковал тео­рию естественного права. Отрицая «естественную религию», конструи­рующую понятие бога по аналогии с земными властителями, защищал «религию откровения». В теории по-внания — номиналист. На основе его рукописей Буль сформулировал тео­рию квантификации предиката. Осн. работа — «Деонтология, или наука о морали» (1834).

Бергсон Анри (1859—1941)—фр. философ-идеалист, представитель интуитивизма. С 1900—проф. Коллеж де Франс, с 1914 — член Фр. акаде­мии. Центральное понятие идеа­лизма Б. — «чистая», т. е. немате­риальная, «длительность» — перво­основа всего сущего. Материя, вре­мя, движение — различные формы проявления «длительности» в нашем представлении. Познание длитель­ности доступно лишь интуиции, по-

нимаемой как непонятийное, мисти­ческое «узрение», «постижение», где «акт познанпя совпадает с актом, порождающим действительность». Диалектике Б. противопоставляет свое учение о «творческой эволю­ции», основанное на универсализа­ции попятпй, заимствованных из биологического идеализма (вита­лизм). Во взглядах на об-во оправ­дывал классовое господство и под­чинение, считая его «естественным» состоянием, а войну — неизбежным «законом природы». Философия Б.— яркое выражение иррационализма, характерного для буржуазной идео­логии эпохи империализма. Соч.: «Непосредственные данные созна­ния» (1889), «Материя и память» (1896), «Творческая эволюция» (1907), «Мысль и движущееся» (1934) и др.