Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Базис  и  надстройка — учение, раскрывающее    связь    экономиче­ских общественных  отношений   и всех др. отношений данного об-ва. Б. называется совокупность произ­водственных отношений, составляю­щих    экономическую     структуру об-ва. Понятия  «Б.» и  «производ­ственные отношения» равнозначны, но не тождественны. Понятио «про­изводственные отношения» соотно­сится с понятием  «производитель­ные силы». Понятие же «Б.» соотно­сится с понятием «II.». В Н. входят: идеи, организации и учреждения. К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравствен­ные, эстетические, религиозные, фи­лософские   воззрения,   иначе   наз. формами   общественного   сознания. Все формы общественного сознания так или иначе отражают экономиче­ские    отношения,   экономическую структуру  об-ва:   одни — непосред­ственно, как, напр., политическая и правовая   формы   сознания; др. — опосредствованно, как, напр., искус­ства, философия. Последние связаны с экономическим Б. через такие зве­нья, как политика и др. Надстроеч­ные отношения включают  в себя идеологические отношения (Идеоло­гия). В отличие от производствен­ных отношений, к-рые складываются независимо от сознания людей, идео­логические отношения, прежде чем им сложиться, нроходят через созна­ние. Будучи определены Б., надстро­ечные явления имеют относитель­ную самостоятельность в своем раз­витии. С каждой формой обществен­ного сознания связаны и определен­ные организации и учреждения: с политическими идеями связаны по­литические партии, с политическими и правовыми идеями—государствен­ные учреждения, с  религиозными идеями — церковь и церковные орга­низации и т. п. Каждая общественно-экономическая формация имеет опре­деленный Б. и соответствующую ему Н. Исторически различаются Б. и н. рабовладельческого,     феодального, . капиталистического, коммунистиче­ского об-в. Изменения Б. и п. проис­ходят в результате смены одпой об­щественно-экономической     форма­ции др. Н. проходит известную эво­люцию и внутри данной формации. Напр., при переходе к империализ­му  изменение Н. характеризуется усилением реакции. В условиях со­циализма политическая  Н.  разви­вает   все   более   демократические формы своей организации.  Приме­ром может служить превращение в период развернутого строительства коммунизма государства диктатуры пролетариата в общенародное госу­дарство. Н.,   будучи порождением экономического В.  и его отраже­нием, не есть нечто пассивное, без­деятельное. Она играет  активную роль    в   историческом   процессе, влияя на все его стороны, в т. ч. и па   породившую    ее   экономику. В об-ве, основанном на частной соб­ственности, Б. и п. имеют антагони­стическую структуру. В капитали­стическом об-ве, напр., ведется оже­сточенная   пдеологическая   борьба между буржуазией и пролетариа­том — между   политическими,   мо­ральными, философскими и т.  д. взглядами  этих враждебных друг другу классов.   Антагонистическая природа Н. в об-ве, расколотом на классы, обусловливает и противо­положную роль идеологий разных

 

классов в их отношении к экономи­ческому Б. Если в капиталистиче­ском об-ве буржуазпая политиче­ская Н. с буржуазными идеями сво­боды, равенства и т. п. направлена на активное слуя£ение экономиче­скому Б. капитализма, то пролетар­ская идеология и пролетарские ор­ганизации направлены на револю­ционное низвержение капитализма и ликвидацию его экономических основ. Только в социалистическом об-ве, где производственные отно­шения свободны от антагонизмов, Н. становится все более однородной в социальном отношении и служит общей цели: последовательному со­вершенствованию и развитию эко­номического Б. социализма.