Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Веттер Густав (р. 1911)—австр. католический философ, неотомист, иезуит, был проф. Папского восточ­ного ин-та в Риме. В его работах, получивших широкое распростране­ние в буржуазных странах, фаль­сифицируются история и теория диалектического материализма, совр. естественнонаучные теории. Оспари­вая правильность марксистского разделения философии на материа­листическую и идеалистическую, В. пытается отстоять «нейтральное» направление — «неотомистский реа­лизм» (Неотомизм), к-рый на деле является теологической формой объ­ективного идеализма.

Веховство — идеология рус. бур­жуазии, политическое движение к-рой оформлялось в период разви­того в стране демократического и пролетарского движения. В силу этого, писал В. И. Ленин, рус. бур­жуазия быстро выявила свою «им­манентную контрреволюционность» (т. 15,с. 13). В 1902 бывшие легаль­ные марксисты Струве, Бердяев, Булгаков  вместе  с  откровенными мистиками издают сб. «Проблемы идеализма», выступив против мате­риализма и материалистически толкуемого позитивизма. Последую­щее издание сборников и создание религиозно-философских об-в завер­шается выходом в период столыпин­ской реакции программного сб. «Ве­хи» (1909). Эта «энциклопедия ли­берального ренегатства», отмечал Ленин, охватывает три темы: 1) борьбу с идейными основами все­го миросозерцания рус. и междуна­родной демократии; 2) отречение от освободительного движения; 3)^ от­крытое провозглашение «ливрейных чувств» и соответствующей «лив­рейной» политики по отношению к царизму. Материализму и атеизму «Вехи» пытались протшюпоставить рус. религиозно-философскую тради­цию, представленную Юркевичем, Соловьевым, Достоевским. Лозунгу классовой борьбы они противопоста­вили принцип защиты личности на путях «внутреннего», «духовного» освобождения. Они благословляли царскую власть за то, что она «одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает пас от ярости народной» («Вехи», с. 89). 1-ю мировую войну веховцы встретили в лагере оголте­лых шовинистов, Октябрьскую рево­люцию — в лагере монархической контрреволюции. В эмиграции быв­шие веховцы выступали против на­чавшегося отхода части эмигрант­ской интеллигенции (т. наз. смено­веховцев) от контрреволюции. В своем развитии В. выявило ряд черт, типичных для совр. буржуаз­ной философии: попытки использо­вать утонченные формы религии для борьбы с марксизмом, защиту край­него индивидуализма в этике, анти­интеллектуализма и субъективизма в философии, связь с реакционной

политикой.