Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

 Буддизм— одна из мировых ре­лигий, проповедующая избавление от страданий путем отказа от лсела-ний и достшкение «высшего про­светления» — нирваны. Зародился в Индии в 6 в. до н. э. В настоящее время распространен в Японии, Ки­тае, Непале, Бирме и в других странах. Буддийскую религию испо­ведуют около 500 млп. человек. Осно­ватель Б. Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным), в период ломки первобытнообщинных отно­шений и образования классовых го­сударств выразил протест народных масс против брахманской религии, освященных ею кастовых различий, сложных обрядов поклонения богам и жертвоприношений. Он искал освобождение от страданий не в со­циальных преобразованиях и не в борьбе с силами природы, а в нрав­ственном усовершенствовании, к-рое достигалось путем ухода от жизни, погружением в нирвану. Будда от­верг существование бога-творца, от­рицал религию вед, но он принял их учение о круге рождепий (сансаре) и о воздаянии (карме). Он только указывал, что будущие рождения зависят не от кастовой принадлеж­ности и пе от жертвоприношений, а от хороших и дурных поступков че­ловека. Вначале (3—1 вв. до н. э.) идея Будды о спасении философски обосновывалась в учении о мире и человеческой личности как потоке сменяющих друг друга элемептов материи и сознания — дхарм. Путь спасения, по этому учению, заклю­чается в подавлении «беспокойства» дхарм. В первых вв. н. э. буддийская религия принимает совершенно иной характер. Место простого почитания памяти учителя занимает культ обожествленного Будды. Спасение человека ставится в зависимость от милости   божества,   к-рую   мол;ио снискать повторением священных сутр. Новая религия получила назва­ние махаяны, в отличие от традици­онного, идущего от Будды направ­ления — хинаяны. Меняется и философское содержание Б. В про­тивоположность хинаянистскпм философам, к-рые считали матери­альные и психические дхармы реаль­ными, махаянистские философы до­казывают нереальность дхарм, нере­альность всего мира. Учение о нереальности дхарм, пли о Шупьяте (пустоте), было логически обоснова­но Нагарджуной (2 в.). От всех махаянистских сутр трактаты На-гарджуны отличались логической доказательностью н последователь­ностью. Рационализм Нагарджуны стал исходным пунктом развития буддийской логики, представителя­ми к-рой были Дигнага и Дхарма-кирти (5—7 вв.). Учение Нагарджуны о нереальности понятийного мышле­ния и об абсолютном интуитивном знании стало основой позднейших идеалистических школ (мадхьямика, виджнянавада), тантрического Б. и даже дзэн-буддизма. В настоящее время сторонники Б. подчеркивают его «рационалистический», «атеисти­ческий» характер. В сущности же эти новые эпитеты имеют своей целью пропаганду модернизирован­ной буддийской религии. Буддисты но главе со Всемирным братством буддистов выступают за разоруже­ние и мирное сосуществование.