Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

 Веданта (или уттара-миманса, т. е. поздняя миманса) — одна из ортодоксальных систем инд. филосо­фии, объективно-идеалистическое религиозно-философское учение, возникшее на базе учения упа-нишад. В. и по сю пору зани­мает важное место в философии ин­дуизма. Впервые осн. положения В. были изложены Вадараяной в его Веданта-сутрах (3—4 вв.). В даль­нейшем В. развивалась по линии издания комментариев на это соч. и на упанишады. В В. существуют два направления. Первое из них — адвайта (абсолютный не-дуализм), основателем к-рого был Шанкара (8 в.). Согласно адвайте, в мире не существует никакой др. реальности, кроме бога, к-рый неопределим, не-обусловлен и бескачествен. Представление о многообразии предме­тов и явлений вселенной является следствием неведения (авидья): на самом деле все, кроме бога, является чистой иллюзией (майя). Осн. мето­дом познания адвайта признает ин­туицию, откровение и считает, что вывод и ощущение играют второ­степенную роль. Целью усилий ин­дивида является постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество. Второе направле­ние В. — вишишта-адвайта (разли­чительный не-дуализм), основопо­ложником к-рого является Раману-джа (11—12 вв.). Согласно учению Рамануджи, существуют три реаль­ности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, бог господ­ствует над ними обоими. Без бога и душа, и материя могут существо­вать только как чистые понятия, а не как действительность. Целью усилий индивида является освобож­дение от материального существова­ния, к-рое достигается путем духов­ной активности, знания и любви к богу. Последнее считается особенно важным. Адвайта была в большей степени связана с культом бога Шивы, а вишишта-адвайта — с куль­том бога Вишну.