Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Бесконечность дурная — метафи­зическое понимапие бесконечности мира, предполагающее признание монотонного, без конца повторяюще­гося чередования одних и тех же конкретных свойств, процессов и за­конов движения в любых масштабах пространства и времени. Примени­тельно к строению материи Б. д. означает допущение неограниченной делимости материи, при к-рой каж­дая меньшая частица обладает темп же свойствами и подчиняется тем же специфичным законам движения, что и макроскопические тела. В по­нимании строения вселенной она предполагает бесконечную иерархию механических систем с одними и теми же свойствами и законами су­ществования. В понимании развития природы Б. д. означает признание бесконечных круговоротов материи с постоянным возвратом к одним и тем же исходным пунктам. Понятие Б. д. ввел Гегель. Ошибочность такого представления о бесконечно­сти доказывается существованием бесчисленного множества качествен­но различных уровней структурной организации материи, на каждом из к-рых материя обладает различными свойствами и подчиняется разным специфическим законам движения, качественными превращениями ма­терии и ее общим необратимым из­менением.

Бессознательное. 1. Действие, со­вершаемое автоматически, рефлек-торно, когда причина его не уснела дойти до сознания (напр., реакция защиты и т. п.), а также при есте­ственном или искусственном отклю­чении сознания (во сне, при гипно­зе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.). 2. В буржуаз­ной литературе часто термин «Б.» употребляется как обозначение осо­бой психической области, где сосре­доточиваются вечные и неизменные влечения,     мотивы,     стремления, смысл к-рых определяется инстин­ктами и недоступен сознанию. Наи­более полное развитие идеалистиче­ское учение о В. получило во фрей­дизме.  Согласно  этой  концепции, психика образуется из трех слоев: В., подсознательное и сознание. Б.— глубинный фундамент психики, оп­ределяющий     всю    сознательную жизнь человека и даже судьбы лич­ностей и целых народов. Бессозна­тельные влечения к наслаждению и  смерти   (инстинкт   агрессии) — смысловой стержень всех эмоций п переживаний. Подсознательное (или предсозпателъное) — это особая по­граничная область между сознанием и Б. В эту область прорываются бес­сознательные влечения, и здесь жо сознание подвергает их строгой цен­зуре. Сознание — это поверхностное проявление   психики   на   стыке с внешним миром, и зависит оно преж­де всего от мистических бессозна­тельных сил. В., как мистическая, непозпаваемая основа сознательных актов, участвует в концепциях Гер-барта, Шопенгауэра и некоторых др. идеалистов.