Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Бесконечное и конечное — кате­гории, выражающие неразрывно связанные между собой противопо­ложные стороны объективного мира. Так, напр., бесконечной величи­ной паз. неограниченно возрастаю­щая (убывающая) переменная вели­чина, способная стать и становящая­ся больше (меньше) любой, напе­ред заданной, сколь угодно большой (малой) величины; конечной — опре­деленная величина, по отношению к к-рой можно указать др., большую (меньшую) определенную величину. Применительно к объективному ми­ру Б. характеризует: 1) существова­ние мира в пространстве, принци­пиальную незамкнутость всех мате­риальных систем; 2) существование мира во времени, несотворимость и неуничтожимость материи, вечность ее бытия; 3) количественную неис­черпаемость материи вглубь, беско­нечное   многообразие   ее   свойств, взаимосвязей, форм бытия и тенден­ций развития; 4) качественную не­однородность    строения    материи, существование   бесчисленного мно­жества качественно различных уров­ней структурной организации мате­рии, на каждом из к-рых материя обладает различными специфичными свойствами и подчиняется разным закономерностям.   К.   представляет собой отрицание Б., однако всякий конечный объект представляет со­бой форму проявления Б. Как дан­ное определенное качество, он суще­ствует   ограниченное   время.   Но материя, его составляющая, несотво-рима и неунпчтожима, имеет беско­нечное существование и лишь пре­вращается  из  одних форм в др. Существование данного тела может быть  обнаружено в любых, сколь угодно удаленных областях вселен­ной,   куда   способны   проникнуть создаваемые телом в процессе взаи­модействия с др. телами материаль­ные излучения. Т. обр. К. заключает в себе так же Б., как Б. складывает­ся из бесчисленного множества ко­нечных предметов и явлений. Про­тиворечивое единство Б. и к. делает возможным познание-В., хотя в каж­дом акте практической деятельности и познания человек имеет дело толь­ко с конечными вещами и процес­сами. Но т. к. в каждой конечной вещи или явлении так или иначе со­держится или проявляется бесконеч­ное, то «всякое истинное познание природы есть познание вечного, бес­конечного...» (Ф. Энгельс. Диалекти­ка природы, с. 186)  (см. также Ак­туальная и потенциальная бесконеч­ность, Бесконечность дурная, Веч­ность).