Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Атеизм (греч. — отрицание бо­га) — система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное  (духов, богов, загробную жизнь и т. п.). Предмет А. — выяснение источников и причин возпикновения и сущест­вования религии, критика религиоз­ных вероучений с т. зр. научной картины мира, выявление социаль­ной роли религии в об-ве, определе­ние  путей преодоления религиоз­ных предрассудков. Возникновение и развитие А. связано с развитием научных знаний. В каждую истори­ческую эпоху А. отражал достигну­тый уровень знаний и интересы тех классов, идейным оружием к-рых он выступал. Философскую основу А. составляет   материализм.   Положи­тельное содержание и недостатки той или иной формы А.  обуслов­лены конкретными социально-эконо­мическими условиями, уровнем раз­вития науки и материалистической философии. Борьба А. против рели­гии тесно связана с классовой борь­бой. Как система взглядов А. возник в рабовладельческом об-ве. Значи­тельные элементы А. содержались у Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Де~мокрита, Эпикура. Ксенофана.  Для их А. было характерно объяснение всех явлений естественными причи­нами, наивный характер,   умозри­тельность,   противоречивое сочета­ние отрицания религиозной веры с признанием богов. В средние века в условиях засилья церкви и рели­гии А. не получил значительного развития. Большое значение в под­рыве господства религии имел бур­жуазный А.: Спиноза, фр. материа­листы, Фейербах и др. Разоблачение реакционности церкви буржуазными атеистами   сыграло   историческую роль в борьбе с феодализмом, спо­собствовало   его   ниспровержению. Вместе с тем буржуазный А. был непоследовательным и   ограничен­ным, поспл просветительский харак­тер и был обращен к узкому кругу людей, а не к народу. Воинствую­щими и последовательными атеи­стами   были   рус.   революционные демократы. Наиболее последователь­ную форму А. приппмает в маркси-зме-лонипизме.  Интересы  пролета­риата, его положение и роль в об-ве совпадают с объективными тенден­циями развития об-ва, в силу чего марксистский А. свободен от клас­совой ограниченности, характерной для немарксистских форм А. Фило­софской основой марксистского А. является диалектический и истори­ческий материализм. Марксистский А. носит воинствующий характер. Он впервые в истории дает всесто­роннюю критику религии, указывая пути и средства ее полного преодо­ления. Марксистский А. устаповил, что полное преодоление религии воз­можно лишь в результате уничтоже­ния ее социальных корней в процессе коммунистического    строительства. Опыт СССР, где А. стал массовым, яв­ляется практическим подтверждени­ем правильности этих положений. В процессе строительства коммунизма происходит   формирование   нового человека, свободного от религиоз­ных и др. пережитков прошлого, че­ловека, вооруженного научным атеи­стическим мировоззрением.