Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Полный И. может быть лишь между двумя абстрактными объектами, напр. между геометрической фигу­рой и ее аналитическим выраже­нием в виде математической фор­мулы. Понятие «И.» широко приме­няется в математике, а также в ма­тематической логике, теоретической физике, кибернетике и др. областях знания. Понятие «И.» связано с та­кими понятиями, как «модель» (Мо­делирование), «сигнал» и «образ» (Отражение, Идеальное).

Иллюзии (лат. illusio — обман, ваблуждеппе) — искаженные вос­приятия действительности. Разли­чают два типа И. Одни вызываются необычными внешними условиями, при к-рых воспринимаются объек­ты; при этом физиологические ме­ханизмы функционируют нормаль­но. Др. обусловлены патологическим функционированием физиологиче­ских механизмов, участвующих в процессе восприятия. Представители идеалистической философии неред­ко используют И. в качестве аргу­мента для доказательства неаде­кватности паших восприятий объек­тивному миру. Но уже тот факт, что мы можем выделить И. в качестве особого класса явлений и противо­поставить их адекватным восприя­тиям, говорит о ложности агности­ческих «выводов». От И. следует от­личать галлюципации, к-рые в отли­чие от И. возникают при отсутствии внешних объектов.

Имманентная школа в филосо­фии (лат. immanens — присущий, свойственный) — одно из субъектив­но-идеалистических направлений в философии конца 19 в. Наиболее известными его представителями были Шуппе, Шуберт-Зольдерн, Ромке, Леклер. Свое родство с этим направлением признавали Мах, Аве­нариус. Опо имело сторонников в России (Лосский и др.). Иммапенты выступали с критикой учения Канта о «вещи в себе» (т. наз. критика Канта справа), с требованием вер­нуться от кантианства к Беркли и Юму. Осн. тезисы этой философии: «существует только то, что мыс­лится»,  бытие  имманентно  созна­нию, объект неразрывно связан с субъектом. Чтобы избежать солип­сизма, имманенты (за исключением Шуберта-Зольдерна, открыто заяв­лявшего, что он стоит на позициях «теоретико-познавательного солип­сизма») ввели понятие «сознания вообще», или «родового сознания», существующего якобы независимо от человеческого мозга. Глубокая критика имманентной философии, ее прямой связи с религией была дана В. И. Лениным в книге «Мате­риализм и эмпириокритицизм» (т. 14, с. 199). Отрицание им-манентами теории отражения, ха­рактеристика познания как «вхож­дения вещей в сознание» была поз­днее воспринята философами нео­реализма. К началу 20 в. имманент­ная школа в философии выродилась во множество мелких течений.