Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Идея (греч., буквально: «то, что видно», образ) — философский тер­мин, обозначающий «смысл», «зна­чение», «сущность», и тесно связан­ный с категориями мышления и бытия. В истории философии кате­гория «И.» употребляется в различ­ных смыслах. Когда И. рассматри­вается только как существующая в сознании, она обозначает: 1) чувст­венный образ, возникающий в со­знании как отражение чувственных предметов (Наивный реализм); 2) «смысл» или «сущность» вещей, сводимые к ощущениям и впечат­лениям субъекта или к творческому началу, порождающему мир (Субъ­ективный идеализм). В некоторых философских системах И. обозна­чала и материалистический принцип (так, Демокрит называет свои ато­мы «идеями»), В системах объек­тивного идеализма И. считается объективно существующей сущно­стью всех вещей (Объективная идея). У Гегеля, напр., И. — смысл и творец всех вещей, — развиваясь чисто логически, проходит стадии объективную, субъективную и абсо­лютную. Решение вопроса об И. зависит от правильной постановки вопроса об отношении мышления к бытию. Последовательно научно он разработан только в диалектиче­ском материализме, где И. рассмат­ривается как отражение объектив­ной реальности. Вместе с тем подчеркивается и обратное влияние И. на развитие материальной действи­тельности в целях ее преобразова­ния. Под И. понимается также одна из форм, способ познания, смысл к-рых заключается в формулиро­вании обобщенного теоретического принципа, объясняющего сущность, закон явлений. Таковы, напр., идеи о материальности мира, о двойственном корпускулярно-вол-новом характере вещества и поля и т. д.

Иероглифов (или символов) тео­рия — гносеологическая концепция, стремящаяся доказать, что при по­мощи ощущений в сознании соз­даются не образы, отражающие черты предметов и явлений, а сим­волы, знаки, иероглифы, не имею­щие ничего общего с вещами и их свойствами. И. т. была разработана Т. Гельмгольцем на базе т. наз. «за­кона специфической энергии орга­нов чувств», сформулированного И. Мюллером (согласно этому зако­ну, специфика ощущепий зависит не от внешних воздействий, а от особенностей органов чувств. Напр., любое воздействие на орган зрения порождает ощущение света). Тер­мин «иероглиф» ввел Г. В. Плеханов. Такая т. зр. вносит в гносеологию элемент агностицизма. Диалектиче­ский материализм не считает ощу­щение простой копией качеств пред­метов. Элементарные ощущения, возникающие при взаимодействии с объективным миром, зависят и от специфической организации орга­нов чувств. Однако сама специфика органов чувств определяется в ко­нечном счете такими объективными и постоянными носителями инфор­мации об изменениях среды, как электромагнитные волны (свет), ко­лебания воздуха (звук) и т. п. С др. стороны, элементарные ощущения есть субъективный образ объектив­ного мира. Они — те субъективные средства, с помощью к-рых воспро­изводится реальный образ внешних вещей. Поэтому ощущения связы­вают нас с действительностью, а не являются пепроходимой пропастью, разделяющей сознание человека и

11   Философский словарь* объективный мир. Критику ошибок Плеханова по этому вопросу дал Лепин в «Материализме и эмпирио­критицизме».

Изменение — наиболее общая форма бытия всех объектов и яв­лений. И. охватывает всякое движе­ние и взаимодействие, переход из одпого состояния в др. В философии И. всегда противопоставлялась отно­сительная устойчивость свойств, структуры или законов существова­ния тел. Однако структура, свой­ства и законы сами являются ре­зультатом взаимодействий, обуслов­лены различными связями тел и т. обр. порождаются И. Материи.