Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Категории (греч. — указание, свидетельство) в философии — осн. понятия, отражающие наиболее об­щие и существенные свойства, сто­роны, отношения явлений действи­тельности и познания. К. образо­вались в процессе исторического развития познания на основе обще­ственной практики. Они позволяют человеку глубоко познавать окру­жающий его мир. Процесс позна­ния объекта не простой меха­нический акт отражения действи­тельности в сознании человека, а сложный процесс перехода от чув­ственных данных к абстракции, от единичного к общему и т. д. Одной из самых существенных черт аб­страктного мышления является об­разование понятий, категорий. Ис­токи учения о К. уходят в далекое прошлое. В учении вайшешики, напр., говорилось о К. субстанции, качества, действия и т. д. Большую заслугу в разработке философских К. имел Аристотель. Он насчиты­вал 10 К.: сущность, качество и др. К. он рассматривал как осн. роды бытия и высоко оценивал их позна­вательное значение. Идеалистиче­ское учение о К. в новое время развивал Кант. К. у него априор­ные формы созерцания и рассудка. Гегель рассматривал К. в их диа­лектическом развитии, но в его си­стеме они — идеальные сущности, ступеньки развития абсолютно it идеи, к-рая творит действительный мир. В совр. идеалистической, осо­бенно неопозитивистской, филосо­фии К. или игнорируются, или рас­сматриваются как чисто субъек­тивная и «удобная» форма упорядо­чения человеческого опыта. Др. идеалисты (Н. Гартман, неотомизм, экзистенциализм и т. д.) относят К. к чисто духовным трансцен­дентным сущностям. Диалектиче­ский материализм придает большое значение К. как формам отражения бытия и опорным пунктам позна­ния. Осн. К. диалектического мате­риализма: материя, движение, вре­мя и пространство, качество и коли­чество, противоречие, причинность, необходимость и случайность, форма и содержание, возможность и дей­ствительность и т. д. Эти К. нахо­дятся в определенной связи между собой и представляют систему, в к-рой они не просто расположены произвольно друг подле друга, а выводятся одна из другой соответ­ственно объективным законам ре­альности и развития познания (Координация и субординация ка­тегорий). Осн. принципом построе­ния системы К. является единство исторического и логического, разви­тие познания от явления к сущно­сти, от внешнего к внутреннему, от абстрактного к конкретному, от про­стого к сложному. К. марксистской философии, как и любой др. пауки, не составляют замкнутой, неизмен­ной системы. В связи с развитием объективной действительности и прогрессом научного знания обога­щаются число и содержание науч­ных К., система

ближается к полному и всесторон­нему отражению объективного мира. Выражая существенные связи раз­вивающейся действительности, К. должны быть такими же подвиж­ными, гибкими, как и отражаемые ими явления.