Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Ереси (греч. — особое вероуче­ние) — различные отклонепия от официального вероучения к.-л. ре­лигии, оппозиционные или враждеб­ные ему. Е. служили религиозной оболочкой социального протеста на­родных масс против правящих слоев феодального общества, поддержи­ваемых католической церковью. Первые христианские ереси — моп-танизм, иудео-христианство, гности­цизм — возникли во 2—3 вв. и были направлены против устанавливае­мых христианских догматов. Ариан­ство, несторианство, монофпзитство относятся к 4—5 вв., когда христиан­ство стало государственной религией римской империи. Расцвет Е. прихо­дится на средние века — время наи­большего слияния католической церкви с эксплуататорскими класса­ми феодального об-ва и ее могуще­ства (богомилы, пальденсы, альби­гойцы, беггарды, лоларды, табориты и др.). Значение еретического дви­жения было велико, оно подготавли­вало крушение феодального строя в ряде стран Зап. Европы. Особенно выделяются в этом отношении кре­стьянски-плебейские Е., к-рые ста­новились знаменем крестьянских восстаний, идеологически вооружая народные массы. С возникновением капитализма Е. теряют свой боевой характер, перерождаясь в религиоз­ное сектантство.

Естественное право — учение об идеальном, независимом от государ­ства праве, вытекающем будто бы из разума и «природы» человека. Идеи Е. п. были выдвинуты уже в античную эпоху (Сократ, Платон н др.), в средние века Е. п. счита­лось разновидностью божественного закона (Фома Аквинский). Наиболь­шее распространение идеи Е. п. по­лучили в период буржуазных революций на Западе (17—18 вв.). Сто­ронники учения о Е. п. — Гроций, Спиноза, Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах, Кант, Радищев и др. — ис­пользовали его для критики феода­лизма, обоснования «естественности» и «разумпости» буржуазного об-ва. В период империализма идеи Е. п. в сильно искаженной форме исполь­зуются — особенно в социальной демагогии католической церкви — для защиты капитализма.