Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Индуизм — комплекс представ­лений и понятий, господствовавших в религии, этике и философии Индии с раннего средневековья до нового времени. В сферу И. входит большин­ство инд. культовых и религиозных систем, основанных на почитании бо­гов Вишну и Шивы. Возникновение И. было связано с общим кризисом мировоззрения, к-рый происходил в Индии в 6—4 вв. до н. э. Совокуп­ность письменных источников И. включает в себя большую часть древн. и средневековой инд. религи­озной, философской и правовой ли­тературы на санскрите. Среди общих религиозно-философских категорий И. главнейшими являются атман — индивидуальная душа и брахман — вселенская душа. Согласно объек­тивно-идеалистической концепции И., эти категории не связаны ни с времепем и пространством, ни с при­чинно-следственными отношениями; атман и брахман противостоят при­роде (пракритн), развивающейся во времени и пространстве по законам причинно-следственных отношений. Согласно И., конечная цель всякого прогресса — это освобождение атма-на от природы и слияние его с брах­маном. Связь души с природой регу­лируется законом кармы, сущность к-рого сводится к следующему: ат­ман, став «живой» душой, вопло­щенной в теле к.-л. живого суще­ства, совершает действия, хорошие или дурные. Карма (буквально «де­ло») — это влпяпие этих действий; она оставляет душу в состоянии под­верженности рождениям и смертям (самсара) и обрекает ее на следую­щее рождение. Причем состояние (богатство, бедность, почет, униже­ние и т. д.), в к-ром произойдет это роящение, явится воздаянием или возмездием за поступки, совершен­ные при прежних рождениях. В представлениях и понятиях И. от­ражался и закреплялся консерва­тивный кастовый строй. Среди инду­истских религиозно-мифологических представлений наиболее важную роль играют аватара и манифеста­ция. Аватара — воплощение бога в иного бога, человека или живот­ное. Возникнув, это новое воплоще­ние продолжает существовать наря­ду с «исходным» божеством и др. его воплощениями. Манифестация-проявление бога Шивы в любом об­разе, к-рый он пожелает принять и к-рый может существовать от не­скольких мгновений до вечности.