Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Искусство — специфическая фор­ма обществеппого сознания и чело­веческой деятельности, представ­ляющая собой отражение действи­тельности в художественных обра­зах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Мар­ксизм отвергает идеалистические толкования И., согласно к-рым оно является продуктом и выражением «абсолютного духа», «мировой во­ли», «божественного откровения» либо подсознательных замыслов п переживаний художника. Источни­ком возникновения художественной деятельности, а также предшество­вавшего ему процесса формирова­ния эстетических чувств и потреб­ностей человека явился труд. Пер­вые следы первобытного И. относят­ся к эпохе позднего палеолита, при­мерно за 40—20 тыс. лет до н. э. Y первобытных народов связь ис­кусства с трудом непосредственна, в дальнейшем она становится более сложной, опосредствованной. В ос­нове последующего хода историче­ского развития И. лежат изменения в социально-экономической струк­туре об-ва. Огромную роль в разви­тии И. всегда играл народ. Многооб­разные связи И. с народом закрепи­лись в виде одной из особенностей И. — его народности. Являясь фор­мой отражения общественного бы­тия, И. имеет много общего с др. явлениями духовной жизни об-ва: с наукой, с техникой (Эстетика и тех­ника), с политической идеологией (Партийность искусства), с мо­ралью (Эстетическое и этическое). В то же время И. обладает рядом определяющих особенностей, отли­чающих его от всех других форы общественного сознания. Специфи­ческим предметом И. являются эс­тетические отношения человека к действительности, его задача — ху­дожественное освоение мира. Имен­но поэтому в центре любого произв. И. всегда оказывается человек, как носитель эстетических отношений. Предмет искусства (жизнь во всем ее многообразии) осваивается и пе­рерабатывается художником в спе­цифическую форму отражения — художественные образы, представ­ляющие собой взаимопроникающее единство чувственного и логиче­ского, конкретного и абстрактного, индивидуального и всеобщего, явле­ния и сущности и т. н. Художественные образы создаются в процессе творческой деятельности художника, на основе знания жизни и совершенного мастерства. Предмет и форма отражения действительности в И. обусловли­вают его специфическую функ­цию—удовлетворение эстетических потребностей людей путем создания прекрасных произв., могущих до­ставить человеку радость, насла­ждение, духовно обогатить его и вместе с тем развивать, пробуждать в нем художника, способного в конкретной сфере своей деятельно­сти творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию И. проявляется его познавательное значение и осуществляется его мощ­ное идейно-воспитательное воздей­ствие на людей. Марксизм-ленинизм показал объективный характер ху­дожественного развития, в ходе к-рого сложились осн. виды искус­ства: литература, живопись, скульп­тура, музыка, театр, кино и т. д. История И. — это история углубле­ния художественного отражения дей­ствительности, расширения и обо­гащения эстетического познания и преобразования мира человеком. Развитие И. неразрывно связано с развитием об-ва, с изменением его классовой структуры. Хотя общая линия развития И. — линия углуб­ления способов художественного отражения действительности, разви­тие это неравномерно. Так, уже в античпом мире И. достигает высо­кого уровня и приобретает в из­вестном смысле значение нормы. В то же время капиталистический способ производства, неизмеримо более высокий, чем рабовладельче­ский, враждебеп, по выражению Маркса, И. и поэзии, поскольку он чужд высоким социальным и духов­ным идеалам. Здесь передовое И. связано либо с периодом становле­ния капитализма, когда буржуазия была еще прогрессивным классом, либо с деятельностью тех художни­ков, к-рые критически настроены по отношению к этому строю (Крити­ческий реализм). Для совр. соб­ственно буржуазного И. характер­ны идейное и художественное упа­дочничество (формализм, абстрак­ционизм). Высший эстетический идеал воплощен в мировоззрении и практике рабочего класса, в борьбе за коммунистическое переустрой­ство об-ва. Этот идеал лежит в осно­ве И. социалистического реализма. Советское И. выполняет свою зада­чу, провозглашенную XXII съездом КПСС, — способствовать формиро­ванию прекрасной, гармонической личности коммунистического об-ва, творца и созидателя нового мира.