Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Ибн-Сина Абу-Али (лат. транс­крипция — Авиценна; 980—1037) — средневековый таджикский философ, врач и энциклопедический ученый. Жил в Бухаре и Иране. Сохраняя приверженность исламу, И.-С. тем не менее сыграл большую роль в распространении среди арабов, а че­рез них и в европейских странах философского и научного наследия античного мира, и прежде всего уче­ния Аристотеля. И.-С. много сделал для утверждения рационального мышления и пропаганды естествен­нонаучных и математических зна­ний. В своем философском учении он сохраняет и материалистическую и идеалистическую тенденции Ари­стотеля, в некоторых вопросах от­ступая от аристотелизма в сторону неоплатонизма. И.-С. самостоятельно развивал логику, физику и метафи­зику Аристотеля. Он признавал веч­ность материи, рассматривая ее как причину многообразия единичных вещей, и выступал против астроло­гических и иных суеверий. Осн. соч. — «Даниш-намэ» («Кпига зна­ния»)— содержит сжатое изложе­ние логических и физических взгля­дов И.-С.

Идеал. 1. Общественный — соот­ветствующее экономическим и поли­тическим интересам к.-л. социальной группы представление о наиболее совершенном общественном строе, к-рый является конечной целью ее стремлений и деятельности. И. о. осуществим только в том случае, если он отражает объективные тен­денции развития об-ва. Таков И. о. пролетариата — установление ком­мунизма, высокоорганизованного об-ва свободных и сознательных тружеников, где будет господство­вать принцип «От каждого — по спо­собностям, каждому — по потребно­стям». Несбыточной утопией яв­ляется И. о. буржуазии, стремя­щейся к примирению классов, уст­ранению анархии производства при сохранении частной собственности, социального неравенства и эксплуа­тации.

2. Нравственный — черты харак­тера, нравственные качества и соот­ветствующее им поведение, к-рые представляются как образец нрав­ственного совершенства. н. отра­жает социально-экономическое по­ложение класса и соответствует его критерию нравственности и идеалу общественному. Индивидуализм, эгоизм, холодный расчет, стремле­ние к достижению своих корыстных целей любыми средствами, невзирая ни на что,—таково содержание И. н. буржуазии. Прямой его противо­положностью является И. н. пролета­