Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Отчуждение — понятие, характе­ризующее как процесс, так и ре­зультаты превращения в опреде­ленных исторических условиях про­дуктов деятельности человека и об-ва (продукты труда, деньги, об­щественные отношения и т. д.), а также свойств и способностей чело­века в нечто независимое от них и господствующее над ними; а та1«ке превращение к.-л. явлений и отно­шений в нечто иное, чем они яв­ляются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений. Истоки идеи О. можно найти у представителей фр. (Руссо) и нем. (Гёте, Шиллер) Просвещения. Объективно эта идея выражала про­тест против антигуманистического характера частнособственнических отношений. Эта сторона проблемы получила отражение в нем. класси­ческой философии, хотя упор здесь делался на др. аспекты. Уже у Фих­те О. субъекта есть творение мира абстрактным «Я». Идеалистическую интерпретацию О. наиболее полно развил Гегель, у к-рого весь объек­тивный мир выступает как «отчуж­денный дух». Задача развития, по Гегелю, состоит в том, чтобы снять в процессе познания это О. Вместе с тем в понимании О. у Гегеля со­держатся рациональные догадки о некоторых особенностях труда в условиях антагонистического об-ва. Фейербах рассматривал религию как О. человеческой сущности, а идеализм —как О. разума. Однако, сводя О. только к явлениям созна-пия, он пе нашел реальных путей его ликвидации, т. к. видел их лишь в  теоретической   критике.   Маркс, к рый уделил  анализу О. большое внимание  в  ранних произв.,  осо­бенно в «Экономическо-философских рукописях» (1844), исходит из того, что   О.   характеризует   противоре­чия определенной ступени разви­тия об-ва. Возникновение О. он свя­зывает с наличием частной собст­венности и антагонистическим раз­делением труда. При таком понима­нии О. охватывает всю человеческую деятельность, т. к. каждый ее вид превращается в монополию изолиро­ванной группы людей, деятельность к-рой чужда всем остальным членам об-ва. В центре внимания Маркса О. труда, при помощи  к-рого он пе только характеризует систему капи­талистических отношений и поло­жение    пролетариата   (отношение рабочего к нерабочему и их отноше­ние к труду и его продуктам, вещ­ный характер общественных  отно­шений, господство в об-ве «нечело­веческих сил», моральная и физиче­ская деградация рабочего и т. д.), но   и   вскрывает реальные   пути устранения О. (ликвидация капита­листической   собственности). При­знание О. труда в качестве основы всех др., в т. ч. и идеологических, форм О. давало возможность понять искаженное, ложное сознание, как результат   противоречий   реальной общественной жизни. Т. обр., уста­навливалась зависимость теории от практики и на этой основе пере­страивалась философия. В класси­ческих   произведениях   1850—60-х Маркс заменяет категорию О. своих ранних работ целой системой поня­тий, в числе к-рых О. также вы­ступает   как   конкретная характе­ристика    производственных    отно­шений капитализма (Товарный фе­тишизм).