Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Оценка моральная — суждение, в к-ром характеризуется нравствен­ное достоинство к.-л. объекта, обла­дающего моральным качеством. Об­щая О. м. производится в категориях добра и зла. О. м. покоится на объ­ективном критерии нравственности, который имеет исторический харак­тер и изменяется в зависимости от общественного строя, классовой борьбы и т. д. О. м. действий и по­ступков людей в научной этике ис­ходит из единства нравственного побуждения и полезного об-ву ре­зультата, из единства слова и дела. В социалистическом об-ве крите­рием О. м. являются интересы па­рода, прогрессивное развитие мате­риальных и духовпых условий жиз­ни человека, сознательный труд во имя человеческого блага и счастья. Задача социалистического об-ва со­стоит в том, чтобы сделать новые нравственные требования внутрен­ней потребностью всех людей.

Ощущение — элементарный ре­зультат воздействия объективного мира на органы чувств (анализато­ры) человека. Самые разнообразные факторы внешней среды (электро­магнитные колебания, молекулы хи­мических веществ н т. п.) возбуж­дают периферическую часть анали­затора — рецептор; возбуждение в виде дискретных импульсов пере­дается по нервным путям в цен­тральную часть анализатора — ко­ру головного мозга, где и возникает О, Т. обр., О. вторично по отноше­нию к материальной действительно­сти. В зависимости от специфики внешних раздражителей все О. раз­деляются на несколько обособлен­ных групп: зрительные, осязатель­ные, слуховые, вкусовые, обонятель­ные и т. д. Каждая группа О. обла­дает специфической модальностью-совокупностью качеств, несравни­мых с качествами ощущений др. группы. Так, цвета непохожи на звуки, вкусы или запахи. Наиболее развитыми О. являются зрительные; далее идут осязательные, слуховые, вкусовые, обонятельные. Между О. и вызывающими их свойствами предметов объективного мира суще­ствует отношение, к-рое характери­зуется тем, что одному и тому же качеству О. могут соответствовать различные свойства внешних объек­тов. Процесс познапия объективного мира начинается с О. В этом про­цессе они выполняют две функции. Во-первых, отдельно взятые О. вы­ступают в качество сигнала. Напр., цвет сигнализирует нам о темпера­туре раскаленного металла. Источ­ником нашего знания о температуро данного тела является не сам цвет, а заранее известное соотношение цвета и температуры. Вторая и важ­нейшая функция О. состоит в том, что они в составе образа, данного в восприятии, передают связи и отно­шения, присущие объективному ми­ру. О. (как и др. формы чувственно­го созерцания) — единственный ка­нал, через к-рый человек непосред­ственно связан с объективным ми­ром. Критику идеалистической ин­терпретации. О. дал Ленин в «Мате­риализме и эмпириокритицизме».