Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию, мышлепия к материи, при­роде, рассматриваемый с двух сто­рон: во-первых, что является пер­вичным — дух или природа, мате­рия или сознапие — и, во-вторых, как относится знание о мире к са­мому миру, или, иначе, соответст­вует ли сознание бытию, способно лп оно верно отражать мир. После­довательное решение О. в. ф. воз­можно лишь при учете обеих его сторон. Философы, образовавшие ла­герь материализма, признавали пер­вичным материю, бытие и вторич­ным — сознание и считали сознание результатом воздействия на него объективно существующего внешне­го мира. Философы, составившие ла­герь идеализма, принимали за пер­вичное идею, сознание, рассматри­вая их как единственно достовер­ную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в фор­ме самопознания, анализа ощуще­ний, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Промежу­точную, непоследовательную пози­цию в решении О. в. ф. занимал дуализм, агностицизм. Прежней фи­лософии был присущ метафизиче­ский подход к решению О. в. ф., проявлявшийся либо в недооценке активности сознания, в сведении познапия к пассивному созерцанию (метафизический материализм), в отождествлении сознания и материи (вульгарный материализм), либо в преувеличении активности мысли, в возведении ее в абсолют, оторван­ный от материи (идеализм), либо в утверждении их принципиальной несовместимости (дуализм, агности­цизм). Только марксистская фило­софия дала всестороннее диалекти-ко-материалистическое, научно обос­нованное решение О. в. ф. Первич­ность материи она видит в том, что: 1) материя является источником со­знания, а сознание — отражением материи; 2) сознание — результат длительного процесса развития ма­териального мира; 3) сознание есть свойство и функция высокооргани­зованной материи — головного моз­га; 4) существование и развитие че­ловеческого сознания, мышления невозможно без языковой мате­риальной оболочки, без речи; 5) со­знание возникло в результате мате­риальной трудовой деятельности человека; 6) сознание носит общест­венный характер и определяется материальным общественным бы­тием. Отмечая абсолютную противо­положность материи и сознания лишь в пределах О. в. ф., марксизм-ленинизм одновременно указывает на их взаимосвязь и взаимодействие. Будучи производным от материаль­ного бытия, сознание обладает отно­сительной самостоятельностью в своем развитии и оказывает обрат­ное активное воздействие на мате­риальный мир, содействуя его прак­тическому освоению и преобразова­нию. Человеческое сознание, опи­раясь на практику, способно к до­стоверному познанию мира. Вопрос об отношении материи и сознания является О. в. ф., т. к. в силу своей общности охватывает все философ­ские вопросы, определяя не только решение частных проблем, но и ха­рактер мировоззрения в целом, дает надежный критерий для различения осп. философских направлений. По­этому научная формулировка О. в. ф. позволяет последовательно провести принцип партийности в философии, четко разграничить и противопоста­вить материализм и идеализм, ре­шительно отстаивать научное миро­воззрение диалектического материа­лизма.