Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Писарев Дмитрий Иванович (1840—68) — рус. мыслитель-мате­риалист,   критик,   революционный публицист. Род. в семье помещика. Литературную деятельность начал в 1859. Окончил Петербургский ун-т (1861). Сотрудник и фактический руководитель журнала «Русское слово» (с 1861). В 1862—67 —в за­ключении в Петропавловской кре­пости за выступление в защиту Гер­цена от нападок царского агента Фпркса (Шедо-Ферроти). В 1867—68 сотрудничал в журналах «Дело», «Отечественные записки». Утонул во время купания. Сформировавшиеся к концу 1861 революционные и со­циалистические взгляды П. («Схо­ластика XIX века», 1861; проклама­ция против Шедо-Ферроти, 1862) пе­реживают впоследствии значитель­ную трансформацию: быстрое уга­сание поднявшейся в 1859—61 рево­люционно-освободительной волны все сильнее убеждает П. в отсут­ствии в России условий, необходи­мых для совершения революции, в неспособности крестьянства освобо­дить себя и построить свободное об-во. Гл. цель своей деятельности П. полагал в разрешении «вопроса о голодных и раздетых людях», за­щищал социалистический идеал (правда, ни одно из существовав­ших социалистических учений не удовлетворяло П.). Не отказываясь в принципе от применения револю­ционного насилия против эксплуа­таторов («Исторические идеи О. Конта», 1865; «Мыслящий проле­тариат», 1865; «Популяризаторы от­рицательных доктрин», 1866; «Ген­рих Гейне», 1867 и др?>, П. выдви­нул идею «химического» пути рево­люции — постепенных социальных изменений, сводящихся к просвеще­нию народа, увеличению (благода­ря распространению знаний) про­изводительности труда и улучшению условий жизни масс как осн. пред­посылок коренной «перестройки об­щественных учреждений». Задачу просвещения народа П. возлагал на «мыслящих реалистов» — передовую интеллигенцию. Произведения по­следних лет жизни («Французский крестьянин в 1789 году», 1869 и др.) свидетельствуют о нарастании ра­дикальной тенденции в мировоззре­нии П. Социально-политическая кон­цепция обусловила не только значи­тельный акцент П. на обществен­ных функциях науки, но и понима­ние прогресса научных знаний как основы исторического развития. Это определило резкую борьбу П. против религии и разного рода проявлений «узколобого мистицизма» в науке, отвлекающих человечество с пути разумного прогресса и полностью игнорирующих «самые элементар­ные свидетельства опыта» («Идеа­лизм Платона», 1861 и др.), обусло­вило отрицательное отношение П. к «умозрительной философии» Гегеля. Определенный противовес идеализ­му П. усматривал в теориях «вуль­гарных материалистов» Молешотта, Фогта, к-рым он давал положитель­ную оценку («Физиологические эс­кизы Молешотта», 1861; «Процесс жизни», 1861; «Физиологические картины», 1862). Одним из первых в России П. развернул активную про­паганду дарвинизма («Прогресс в мире животных и растений»). Скло­няясь при рассмотрении гносеологи­ческих проблем к сенсуализму, П., однако, отрицательно относился к эмпиризму («Промахи незрелой мы­сли», 1864) и указывал на созида­тельную роль творческой мечты. Этот призыв П. к творческой мечте высоко ценил Ленин. Убежденный сторонник реализма, П. остро поле­мизировал с представителями «чи­стого искусства», доходя в этой по­лемике иногда до провозглашения «строжайшей утилитарности» искус­ства и рассмотрения его как одного из тормозов научного прогресса («Разрушение эстетики», 1865; «Пушкин и Белинский», 1865).