Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Ломоносов Михаил Васильевич (1711—65) — рус. ученый-эпцикло-педист, основоположник материали­стической философии в России. Сын крестьянина. Поступив в Славяно-греко-латинскую академию в Мо­скве (1731), был (как лучший уче­ник) направлен в Академию наук в Петербурге (1736), а потом за гра­ницу, в Марбургский ун-т. В 1741 Л. вернулся в Россию. Творчество Л. исключительно разносторонне, осо­бенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Он внес также вклад в рус. филологию, историю и поэзию. От Ломоносова идет мате­риалистическая традиция рус. фило­софии. Будучи материалистом, Л. боролся со спекулятивными воззре­ниями, господствовавшими в науке того времени. Идеалистическим тео­риям он противопоставлял идею есте­ственного происхождения тел при­роды. В работе «О слоях земных» (1763) он выдвинул догадку об эво­люции растительного и животного мира,  указывая  на необходимость

изучения причин изменепия приро­ды. «Оным умникам и легко быть философами, — пишет он, — выучась наизусть три слова: «Бог так сотво­рил» — и сие дая в ответ вместо всех причин». Положив в основу объяснения явлений природы изме­нение материи, состоящей из мель­чайших частиц — «элементов» (атомов), объединенных в «корпу­скулы» (молекулы), Л. не мыслил материю в отрыве от движения. Эта идея вырая!ена им в закопе сохра­нения вещества и движения, к-рый он сформулировал в письме к Эйле­ру от 5 июля 1748 (Сохранения энер­гии закон). Л. решительно выступал против антинаучных взглядов, гос­подствовавших в естествознании 18 в. В работе «Размышления о при­чине теплоты и холода» (1749) он от­вергает понятие теплорода как особо­го вида теплотворной материи и по­казывает, что причину тепловых про­цессов следует искать в движении частиц материи. Это приводит Л. к догадке о том, что разнообразие яв­лений природы обусловлено разны­ми формами движения материи. Осн. свойствами материи, по Л., яв­ляются: протяженность, сила инер­ции, форма, непроницаемость и ме­ханическое движение. Л. считал «первотолчок» одной из причин раз­вития природы, следуя и здесь трактовке механистического мате­риализма. В гносеологии Л. стоял на материалистических позициях.

Считая источником познания воздействие впешнего мира па ор­ганы чувств, оп выступал против теории «врожденных идей» и учеппя о «вторичных качествах». Отводя в познании большое место опыту, Л. в то же время полагал, что лишь со­единение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине. Л. был осново­положником новой для своего вре­мени науки — физической химии; он первый установил, что планета Венера окружена атмосферой, ввел в химию способ количественного ана­лиза в качестве систематического приема исследования и т. д. Велики заслуги Л. в развитии геологическо­го и географического изучения Рос-сип, в постановке горпометаллур-гического и фарфорового дела. Яв­ляясь основателем Московского ун-та (1755), Л. подготовил плеяду рус. ученых, способствовавших раз­витию естествознапия и материали­стической философии в России. В понимании общественных явле­ний Л. занимал просветительскую т. зр., считая, что улучшить жизнь об-ва можно лишь посредством про­свещения и совершенствования нра­вов. Одной из причин тем­ноты народных масс Л. считал неве­жество попов. В борьбе с духовенст­вом он стоял на рационалистических позициях, склоняясь к деизму. Поэ­тические и исторические работы Л. пронизаны патриотизмом. В работе «Древняя Российская история» (изд. 1766) он опровергал фальсификацию иностранными историками самобыт­ного характера рус. народа.