Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Локаята — материалистическое учение древн. Ипдии. Самые ранние сведения о Л. содержатся в буд­дийских канонических текстах, ве­дах и в санскритском эпосе. По тра­диции, возникновение Л. связывают с мифическим мудрецом Брихаспа-ти. Отдельные атеистические и ан­тиведийские выпады приписываются легендарному Чарваке, отчего в ряде древн. текстов этот материализм наз. чарвака. В основе учения о бы­тии Л. лежит представление о том, что все предметы вселенной состоят из четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха (в некоторых текстах к ним прибавляется пятый эле­мент—эфир). Каждому элементу соответствует своя особая разно­видность атомов, неизменяющихся, неуничтожаемых и изначально су­ществующих. Все свойства предме­тов зависят от того, сочетанием ка­ких атомов они являются, и от про­порций, в к-рых сочетаются атомы. Сознание и органы чувств такя;е возникают в результате сочетания атомов; после смерти живого суще­ства это сочетание распадается на элементы, к-рые присоединяются к атомам соответствующей разновид­ности, существующим в неживой природе. В некоторых текстах со-деряштся представление об эволю­ции: одни элементы происходят от др., причем исходным является зем­ля, твердь. Гносеология Л. сенсуа­листическая: единственно достовер­ным источником познания является ощущение. Органы чувств могут вос­принимать предметы постольку, по­скольку они сами состоят из тех же элементов, что и предметы («подоб­ное познается подобным»). Л. пол­ностью отрицает достоверность вся­кого опосредствованного знания: вы­вод, заключение считаются такими же лояшыми способами познания, как и свидетельства вед. Л. отрица­ла существование бога, души, кар­мы и переселения душ. В этике Л: преобладал гедонизм. По-видимому, Л. оказала известное влияние па древнеинд. науку об управлении го­сударством. До нашего времени не дошло ни одного текста, принадле­жащего последователям Л. Наибо­лее полно Л. изложена в философ­ских трактатах и компендиумах (даршанах), написанных идеалисти­ческими противниками Л. — ведан-тистами в 9—16 вв.