Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Материя — философская катего­рия для обозначения объективной реальности, к-рая существует неза­висимо от сознания и отражается в нем (см. В. И. Ленин, т. 14, с. 117). М. — бесконечное множество всех су­ществующих явлений, объектов и си­стем, субстрат всех многообразных свойств, отношений, взаимодействий и форм движения. М. не су­ществует иначе как только в бесчисленном множестве конкрет­ных форм структурной организа­ции, каждая из к-рых обладает мно­гообразием свойств и взаимодей­ствий, сложным строением и яв­ляется элементом некоторой, более общей системы. Поэтому было бы неправильно искать ,«М. как тако­вую», некоторую неизменную пер­вичную субстанцию, вне ее конкрет­ных форм. Внутренняя сущность М. раскрывается через ее многообраз­ные свойства и взаимодействия, познание к-рых и означает познание самой М. Чем более сложной яв­ляется М., тем более разнообразны и дифференцированпы ее взаимосвя­зи и свойства. На высшем уровне сложности, к-рому соответствует по­явление разумных существ, неко­торые из свойств М., как, напр., со­знание, кажутся столь необыч­ными, непохожими на М., что представляются на первый взгляд чем-то пикак не связанным с ней. Абсолютизация такого представ­ления, неспособность раскрыть связь сознания с М., постоянно при­водила к возникновению различных идеалистических и дуалистических учений. С т. зр. диалектического ма­териализма противопоставление М. и сознания относительно и условно. Оно имеет смысл лишь в плане по­становки и решения основного во­проса философии, а за его предела­ми утрачивает абсолютное значе­ние, поскольку сознание, обществен­ные идеи и т. д. могут выступать в отношении к.-л. материальных объ­ектов как печто определяющее их и в этом смысле первичное. Активная преобразующая деятельность об-ва приводит к тому, что в окружающем нас мире определенная группа ма­териальных объектов — орудия и средства производства, здания, про­дукты химического синтеза, пред­меты потребления и т. п. — по сво­ему происхождению и форме орга­низации составляющей их материи в определенной мере зависит от со­знания человека, поскольку в них воплощается человеческий замысел. По мере развития науки и техники все более будет расширяться мно­жество материальных объектов, свойства, форма организации и даже происхождение к-рых будут зави­сеть от преобразующей сознатель­ной деятельности людей, использую­щих при этом прпродпые материа­лы. В. И. Ленин в этом смысле от­мечал, что «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (т. 38, с. 204). Философское понимание М. как объективной реальности конкрети­зируется п дополняется естественно­научными воззрениями на строенио и свойства М. Но было бы непра­вильно отождествлять М. как фило­софскую категорию с теми или ины­ми воззрениями на строение мате­рии, т. к. последние изменяются в зависимости от новых открытий на­уки, в то время как философское определение М. остается незыбле­мым. Точно так же ошибочно ото­ждествлять М. как философскую ка­тегорию с к.-п. конкретным ее ви­дом, напр. с веществом, полем или с к.-л. ее свойством, напр. массой, энергией п т. д. Диалектико-мате­риалистическое понимание М. отли­чается от метафизического тем, что М. рассматривается не только как существующая объективно, незави­симо от сознания человека, но так­же как неразрывно связанная с дви­жением, пространством и временем, способная к саморазвитию, беско­нечная в количественном и каче­ственном отношениях во всех мас­штабах своего существования (Единство и многообразие мира, Формы движения материи).