Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Миманса (точнее: пурва-миман-са) — одна из ортодоксальных си­стем инд. философии. Последовате­ли М. считали, что веды не являются откровением в полном смысле этого слова и что содержащиеся в них ре­лигиозные и философские положе­

ния нуждаются в логическом обос­новании. В этой системе особенпо большое значение придается брах­манам. В основе учения М. лежит убеждение в том, что конечное ос­вобождение от воплощенного состоя­ния — мокша — не может быть ра­ционально объяснено и достижимо с помощью науки и к.-л. сознатель­ных усилий. Осн. внимание должно быть направлено на неукоснитель­ное соблюдение общественного и ре­лигиозного долга — дхармы, — за­ключающегося в выполнении обря­дов и в подчинении всяческим ограничениям и запретам, налагае­мым на индийца его кастой. С т. зр. М. следование дхарме само по себе, впе зависимости от стремления ин­дивида, может привести его к конеч­ному освобождению. М., так же как и санкхъя, признавала существова­ние духовного и материального на­чал во вселенной. Учение М. было впервые изложено в Миманса-сутрах, приписываемых Джаймини, живше­му в 3 в. Позднейшие комментаторы усилили теологическую сторону М. и развили в ней идею личного боже-сдаа, что, по-видимому, было связа­но с усилившимся влиянием пура-нической мифологии (веды). М. яв­ляется учением в основном идеали­стическим и гораздо более тесно свя­занным практически с религией, чем санкхья.