Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Антиномия (греч. — противоре­чие в законе) — появление в ходе рассуждения двух противоречащих, но одинаково обоснованных сужде­ний. Понятие «А.» возникло в ан­тичности (Платон, Аристотель); в древнегреч. философии в смысле А. чаще употреблялся термин «апория» (напр., у Зенона из Элей апории вы­ражают противоречивость суждений о движении и множественности); то­гда же сформулированы некото­рые А., относимые ныне к семан­тическим («Лжец»). Много внима­ния формулировке и анализу А. уде­ляли схоластические логики. Кант использовал понятие «А.» в попыт­ках оправдания осн. тезиса своей философии, согласно к-рому разум не может выйти за пределы чувст­венного опыта и познать «вещи в себе»: По учению Канта, такого ро­да попытки приводят разум к про­тиворечиям, т. к. делают возмож­ным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антите­зиса) каждой из следующих «анти­номий чистого разума»: 1. Мир ко­нечен — мир бесконечен. 2. Канэдая сложная субстанция состоит из про­стых частей — не существует ниче­го простого. 3. В мире существует свобода — в мире не существует сво­боды, но господствует только при­чинность. 4. Существует первопричи­на мира (бог) — пе существует пер­вопричины мира. А. Канта не яв-» ляются А. в смысле совр. формаль­ной логики, т. к. обоснование и те­зиса и антитезиса в них не под­дается представлению в форме ло­гически правильных рассуждений. С конца 19 в. в связи с исследова­ниями по логивеским основаниям математики был открыт ряд подлин­ных А. (в т. ч. и таких, к-рые были известны ранее). В настоящее вре­мя А. обычно подразделяются на А. логики и теории множеств и А. се­мантические (Семантические анти­номии, Парадоксы (логики и теории множеств)). Появление А. не есть результат субъективной ошибки че­ловека; оно связано с диалектиче­ским характером процесса позна­ния, в частности с противоречием ' между формой и содержанием. Лю­бая А. возникает всегда в рамках некоторой (быть может, явно не фиксируемой, но всегда фактически предполагаемой) формализации про­цесса рассуждения; она свидетель­ствует об ограниченности этой фор­мализации и выдвигает задачу ее перестройки. Разрешение А. озна­чает введение новой, более полной формализации, лучше соответствую­щей отображаемому содержанию. Из познания невозможно раз и на­всегда исключить А.; вместе с тем для каждой А. возможно ее псключепие посредством соответствую­щего изменения того способа фор­мализации, в рамках к-рого она появилась. Разработанные в настоя­щее время различные способы исклю­чения А. позволяют глубже характе­ризовать диалектику познания и роль в нем логической формализации.