Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Анализ и синтез (греч. — разло­жение и соединение) —в самом об­щем значении процессы мысленного иди фактического разложения цело­го на составные части и воссоеди­нения целого из частей. А. и с. иг­рают важную роль в познаватель­ном процессе и осуществляются на всех его ступенях. Центром анали-тико-синтетической деятельности яв­ляется   кора больших полушарий головного мозга. Однако аналитико-синтетическая  деятельность возни­кает и осуществляется лишь в про­цессе и на основе общественно-про­изводственной практики. В мысли­тельных операциях А. и с. высту­пают как логические приемы мыш­ления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно свя­занные с др. мыслительными опера­циями:    абстракцией,   обобщением и т. д. Логический А. заключается в мысленном расчленении исследуе­мого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. В зависимости от характера исследуемого объекта А. выступает в различных формах. Условием все­стороннего  познания исследуемого объекта   является   многогранность его А. Расчленение целого на состав­ные части позволяет выявить строе­ние исследуемого объекта, его струк­туру; расчленение сложното явления на более простые элементы позво­ляет отделить существенное от не­существенного,  сложное  свести  к простому;   одной из форм А. яв­ляется классификация предметов и явлений.  А.  развивающегося про­цесса позволяет выделить в нем раз­личные   этапы   и   противоречивые тенденции и т. д. В процессе ана­литической деятельности мысль дви­жется . от сложного к простому,  от случайного   к   необходимому,    от многообразия к тождеству и едип-ству. Цель А. — познание частей как элементов сложного целого,   уста­новление связей между ними и за­кономерностей развивающегося це­лого. Однако А. приводит к выделе­нию сущности, к-рая еще не свя­зана с конкретными формами оо проявления;   единства,  к-рое   еще остается абстрактным, еще не рас­крыто как единство в многообразии. С, т. е. объединение в единое целое частей, свойств, отношений, выде­ленных посредством А., идя от тож­дественного, существенного к разли­чию и многообразию, соединяет об­щее и единичное, единство и много­образие в живое конкретное целое. С. дополняет А. и находится с ним в неразрывном единстве. Диалектико-материалистическому пониманию А. И с. противостоит их идеалистиче­ская трактовка как только мысли­тельных приемов, не связанных с объективным миром и практикой че­ловека, а также метафизическое обо­собление А. и с, их противопостав­ление и абсолютизация одного  из этих двух, неразрывно   связанных между собой процессов. В истории философии противопоставление А. и с. связано с возникновением в есте­ствознании и классической буржуаз­ной    политической    экономии    в 17—18 вв. аналитического метода. За­менив умозрительные конструкции изучением эмпирической   действи­тельности, этот метод сыграл в то время прогрессивную роль. _Но, бу­дучи возведен в абсолютный фило­софский метод, ведущий к рассмот­рению вещей вне связи и развития, аналитический метод исследования превратился в метафизический ме­тод    мышления.   Развитие   науки показало, что аналитический метод выступает как историческая предпо­сылка тесно с ним связанного синте­тического метода. С т. зр. теоретико­познавательной значимости и тот и др. метод, лишенные односторонно­сти, выступают как взаимообуслов­ленные логические процессы, под­чиненные общим требованиям диа­лектического метода.