Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Квиетизм (лат. quietus — без­действующий) — пассивно-созерца­тельное отношение к жизни, отказ от активной деятельности. Этим именем называлось возникшее в 17 в. направление в католицизме. К. есть следствие фатализма. Он присущ в той или иной степени всем религиозным течениям и реак­ционен. Марксистская этика, отвер­гая фатализм, считает, что хотя че­ловек и зависит от обстоятельств, но и обстоятельства зависят от него. Она осуждает равнодушие, безыни­циативность, непротивленчество злу и требует от человека активной деятельности по претворению в жизнь благородных идеалов комму­низма.

Кембриджская школа. 1. Направ­ление в англ. философии 17 в., воз­рождавшее философию Платона. Эмпирическому материализму Ф. Бэ­кона и Гоббса противопоставляла идеалистическое учение о врожден­ных идеях, истолкованное в духе платоновского учения о познании и средневекового «реализма». Так, Р. Кэдворт (1617—88) считал веч­ные идеи истины и блага в божест­венном разуме критерием суждений, высказываемых человеком, и его действий. Внешние предметы лишь повод для познания, но не источник его. Природа — гармоничная систе­ма осуществления божественных це­лей. Крайне мистическое крыло К. ш. представлял Г. Мор (1614—87), от картезианской метафизики пере­шедший (под влиянием Беме и каб­балы) к мистицизму. Представители К. ш. вели борьбу против атеизма и материализма, отстаивая религию. В буржуазной литературе К. ш. не­основательно рассматривается как элемент Возрождения. 2. Школа фи­лософского анализа— разновидность англ. неопозитивизма, рассматри­вающая философию как логический анализ (в отличие от логического позитивизма в целом) живого, разговорного языка, а не искусствен­ных «языков». «Анализ», по взгля­дам К. ш. аналитиков, должен со­стоять в выражении анализируемо­го попятил через иное понятие, имеющее то же содержание, но вы­раженное в иной форме и не под­разумевающее первого понятия. Ос­нователь К. ш. аналитиков — Дж. Э. Мур, осн. представители—Дж. Райл, Дж. Уисдом, М. Блэк и др. В фило­софии не выходят за рамки неопози­тивизма. 3. В более широком смысле название «К. ш.» применяется для обозначения группы философов, при­надлежащих к разным направле­ниям, группирующихся вокруг Кем­бриджского ун-та («кембриджская философия»), — С. Д. Броуд, К. Поп-пер, А. Айер, Дж. Райл, М. Мастер-ман, Р. Брайтуайт, Г. Бонди и др.

Кибернетика (греч.— кормчий) — паука об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях. Впер­вые принципы К. изложены в рабо­тах Винера. Возникновение К. было подготовлено рядом технических и естественнонаучных достижений в области теории автоматического ре­гулирования; радиоэлектроники, по­зволившей сконструировать быстро­действующие следящие и программ­но-управляемые вычислительные устройства; теории вероятностей в связи с применением ее к исследо­ванию проблем передачи и преобра­зования информации; математиче­ской логики и теории алгоритмов; физиологии нервной деятельности и работ по гомеостазису. В отличие,от устройств, преобразующих энергию или вещество, для кибернетических систем характерны процессы пере­работки информации. В изучении систем управления К. сочетает мак­ро- и микронодходы. Макроподход применяется в случае, когда внут­реннее строение системы не извест­но, а наблюдается лишь движение информации на ее «выходе» и «вхо­де» (поступающая в систему инфор­мация и реакция системы). Таким способом выявляются осн. потоки информации и конечные функции системы управления. Этот тип задач получил название проблем «черного ящика». Микроподход предполагает определенное знание о внутреннем строении системы управления и свя­зан с выявлением ее осн. элементов, их взаимосвязи, алгоритмов их ра­боты и с возможностью синтезиро­вать из этих элементов системы уп­равления. Одной из центральных проблем К. является вопрос о струк­туре самоорганизующихся (самона­страивающихся) систем. Так назы­ваются сложные системы управле­ния, обычно состоящие из иерархий взаимодействующих подсистем, об­ладающие способностью к устойчи­вому сохранению или достшкению некоторых состояний (или характе­ристик своих состояний) в условиях воздействия внешних факторов, на­рушающих эти состояния или ме­шающих их достижению. Наиболее совершенные из самоорганизую­щихся систем сформированы эволю­ционным процессом в живой приро­де. Поэтому К. использует аналогию между функциями управления в живых организмах и технических устройствах. Значение К. в настоя­щее время обнаруживается прежде всего в свете тех возможностей, ко­торые она открывает для автомати­зации производства и всех видов формализуемого умственного труда человека, для исследования методом моделирования биологических си­стем управления и регуляции (гор­мональных, нервных, механизма на­следственности), для создания ново­го типа медицинской аппаратуры. Перспективно также и применение методов К. к исследованию экономи­ки и др. областей организован­ной человеческой деятельности. Та­кая широта охвата методами К. объектов самой различной природы не является результатом субъекти­вистского произвола, а имеет под со­бой объективное основание в нали­чии некоторой общности функций и структур у живых организмов и ис­кусственных устройств, поддающих­ся математическому описанию и ис­следованию. Будучи в этом смысле синтетической    дисциплиной,    К.