Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Киренаики — сторонники древ­негреч. философской школы (Сев. Африка, 5 в. до н. э.), основанной Аристиппом из Кирены. К. — выра­зители идеологии рабовладельческой аристократии.

Китайская философия имеет дли­тельную историческую традицию. Истоки ее возникновения восходят к началу 1-го тысячелетия до н. э. Уже в 8—5 вв. до н. э. имело широ­кое распространение учение о пяти «стихиях», или первоэлементах, при­роды. Древнекит. мыслители учили, что связи пяти «первооснов»: воды, огня, металла, дерева и земли — со­здают все многообразие явлений и вещей. Существовала и др. система выделения «первооспов» реального мира. В «Книге перемен» («Ицзин») названы уже восемь таких «перво­основ», взаимодействие к-рых обра­зует различные ситуации действи­тельности. Однако в своей основе «Книга перемен» остается гадатель­ным текстом. Он лишь несколько позднее получил философскую интерпретацию. Образы и символика «Книги перемен» оказали исключи­тельное влияние на последующее развитие К. ф. Одновременно проис­ходило становление гл. принципов учения о противоположных и взаи­мосвязанных силах ян и инь, дейст­вие к-рых рассматривалось как при­чина движения и изменчивости в природе. Они являлись символами света и тьмы, положительного и от­рицательного, мужского и женского начал в природе. В период 5—3 вв. до н. э. происходит дальнейшее раз­витие древнекит. философии. Имен­но в эти века зарождаются гл. фило­софские школы. Глубокий интерес к философским проблемам прояв­ляли сторонники даосизма, прежде всего Лао-цзы и Чжуан-цзы, разра­боткой гносеологии преимуществен­но занимались Мо Ди (Мо-цзы) и его последователи. Многие древне­кит. мыслители интересовались ре­шением логической проблемы о со­отношении понятия («имени») и реальности. Мо Ди, Сюнь-цзы и др. считали, что понятия являются от­ражением объективных явлений и вещей. Идеалистическое объяснение проблемы дано у Гунсунь Луна, к-рый получил известность своими высказываниями, напоминающими апории Зенона, а также крайней аб­солютизацией и отрывом понятия от действительности. В его учении об «именах» много общего с учением об «идеях» у Платона. Представления о силах инь ж ян и пяти «стихиях» природы в указанный период разра­батывал Цзоу Янь. Широкий отклик имели этико-политическпе построе­ния Конфуция и Мэн-цзы, высказы­вания Хань Фэй-цзы и др. предста­вителей школы «законников» (фац-зя) о государстве и праве. Это был «золотой век» древнекит. филосо­фии. В вопросах натурфилософии осн. борьба развернулась вокруг представлений о «тянь» — «небо», крое у одних мыслителей опреде­ляется как природа (Сюнь-цзы), а для др. оно являлось обозначением высшей, целенаправляющей силы (Конфуций, Мэн-цзы); о «дао» — «Путь»   (естественная   закономер­ность и абсолют), «дэ» — проявле­ния, качества, ци — первоматерия, «стихиях» природы и т. д. В области этики и морали осн. внимание уде­лялось учению о сущности челове­ка. Взгляды Конфуция привели к концепциям Мэн-цзы о врожденной доброте человеческой природы и Сюнь-цзы о врожденном зле приро­ды человека. Большой известностью пользовались теории индивидуализ­ма Ян Чжу и альтруизма Мо-цзы. Древнекит. натурфилософские кон­цепции отличаются недостатком эмпирического материала. В 3 в. до н. э. — 3 в. н. э. основой многочис­ленных натурфилософских и космо­логических построений остается уче­ние о пяти «стихиях», или перво­элементах, и полярных силах инь и ян. Представления о ци получили материалистическую интерпретацию в глубоко аргументированной систе­ме Ван Чуна. Одновременно разви­ваются различные мистические уче­ния, происходит оформление рели­гиозных направлений в даосизме и конфуцианстве. В первых веках н. э. центральным вопросом борьбы мате­риализма и идеализма становится проблема соотношения «бытия» и «небытия». В этот период в резуль­тате взаимовлияния и синтеза дао-ских и конфуцианских концепций получают развитие представления об «изначальном» (юань), первома-терии (ци), «дао» и др. первоосно­вах бытия. С 1 в. в Китай начинает проникать и распространяться буд­дизм, к-рый вместе с конфуциан­ством и даосизмом становится веду­щим течением кит. мысли. 5—6 вв. проходят под знаком господства буд­дийской мистики. В этот период раз­вернулась борьба вокруг буддийско­го учения о нереальности мира. Многие мыслители проявляли глубо­кий интерес к проблемам соотноше­ния сущности и явления, бытия и небытия, тела и души. Веру в бес­смертие души подвергли уничто­жающей критике материалисты Хэ Чэнь-тянь и Фань Чжэнь. Буддизм остается наиболее распространен­ным учением и в 7—10 вв. Выступ­ления против буддийского идеализма в основном шли с позиций конфуцианства и даосизма. В ре­зультате глубоких социально-эконо­мических сдвигов в период 10—13 вв. происходит расцвет философской мысли Китая. Реакцией на буддизм и даосизм явилось дальнейшее раз­витие конфуцианского учения, на­званного неоконфуцианством. Оно ун;о не ограничивалось разработкой этико-политических представлений. Значительно шире и богаче в нем представлены вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Цен­тральной проблемой являлось соот­ношение идеального начала ли (за­кон, принцип) и материального на­чала ци (первоматерия). Ранние представители неокопфуцпапства подходили к некоторым вопросам с позиций материализма (Чжоу Дунь-и, Чжан Цзай). В развитии и обобщении неоконфуцианских по­строений видное место принадлежит Чжу Си. Отвечая на вопрос о взаи­мосвязи ли и ци, Чжу Си в конеч­ном счете признавал ли первичным началом, а ци — вторичным. Субъек­тивный идеализм в неоконфуциан­стве развивали Лу Цзю-юань (Лу Сян-шань) и, особенно, Ван Шоу-жэпь (Ван Ян-мин). Первому пз них принадлежит высказывание: «Мир есть мой разум (сердце), а мой ра­зум есть мир». Неоконфуцианскому идеализму были противопоставлены материалистические учения Чэн Ля-на, Е Ши, Ло Цинь-шуня, Ван Тин-сяна. Большую роль в борьбе с ор­тодоксальной школой неоконфу­цианства сыграло учение прогрес­сивного мыслителя Ли Чжи. В 17— 18 вв. - получает свое дальнейшее развитие проблема соотношения ли и ци, она находит материалистиче­ское решение у Ван Фу-чжи (Ван Чуань-шаня) и Дай Чжэня. Опиум­ная война 1840 явилась началом иностранного проникновения в Ки­тай. На гнет феодалов и иностран­ную агрессию кит. народ ответил мощным крестьянским восстанием— тайнинским движением, в ходе к-рого определенную роль сыграли утопические идеи социального пере­устройства об-ва. В дальнейшем, ко­гда Китай превратился в полуколо­ниальную страну, лучшие традиции и материалистические пдеи кит. фи­лософии восприняли и продолжили прогрессивные мыслители (Тань Сы-тун, Сун Ят-сен и др.). С нача­ла движения 4 мая 1919 под влия­нием Великой Октябрьской социа­листической революции начинается новый этап в развитии общественно-политической и философской мысли Китая. Ведущим идейным оружием в борьбе за национальную независи­мость и революционные преобразо­вания страны становится марксизм-ленинизм, а ведущей общественной силой — рабочий класс во главе с Компартией Китая.