Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Каузальность—см.   Причинность. Каутский   Карл   (1854—1938) — нем. историк, экономист; с.-д. теоретик II Интернационала, оппорту­нист. Род. в Праге. С 1880 жил в Германии. В 1881 К. познакомился с Марксом и Энгельсом. С конца 70-х гг. активно участвует в с.-д. прессе. В 90-х гг. стал признанным теоретиком германской социал-де­мократии. В то время для этого имелись основания. К. написал ряд работ — «Экономическое учение Карла Маркса» (1887), «Предше­ственники новейшего социализма» (1895), «Аграрный вопрос» (1899), «Возникновение христианства» (1885) и др., — сыгравших значи­тельную роль в пропаганде идей марксизма. Но и в этих своих рабо­тах К. допустил грубые ошибки и искажения марксизма, за что под­вергся критике со стороны Энгель­са. Маркс уже в свое время сумел подметить слабые стороны его взгля­дов и характера. В письме к дочери он так охарактеризовал К.: «Он — посредственный, недалекий человек, самонадеян... всезнайка, в известном смысле прилежен... принадлежит от природы к племени филистеров...» В 1909 вышла в свет брошюра К. «Путь к власти», к-рую Ленин оце­нил как последнее лучшее произве­дение К. В брошюре рассматри­ваются вопросы политической рево­люции, но нет «ни слова о рево­люционном использовании вся­кой революционной ситуации» (Ленин). Говоря о пролетарской ре­волюции, К. обходит вопрос о сломе буржуазной государственной маши­ны и замене ее органами пролетар­ской власти. В 1910 К. образовал в германской социал-демократии груп­пу «центра» и с этого времени от­крыто выступает против революци­онного марксизма. Работу «Дикта­тура пролетариата» (1918) Ленин назвал образцом мещанского иска­жения марксизма и подлого отрече­ния от него на деле, при лицемер-пом признании его на словах. К. не понял задач диктатуры пролетари­ата и до самой смерти вел пропа­ганду против СССР. По своим фило­софским взглядам был эклектиком, соединяя элементы материализма с идеализмом. В «Материалистпче-13 Философский словарь ском понимании истории» (2 тома, 1927—29) К. фактически полностью искажает теорию диалектического и исторического материализма и пере­ходит на позиции буржуазной со­циологии.