Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Конъюнкция (лат. coniungere — объединять) —логическая операция, образующая сложное высказывание из двух высказываний, объединен­ных с помощью логического союза «и». Символическая запись: А • В (читается А ж В). Образованное сложное высказывание истинно тог­да и только тогда, когда истинны все входящие в него высказывания, и ложно во всех остальных случаях.

Координация и субординация категорий (лат. со, cum — с, вме­сте; sub — под, после; ordinatio — упорядочение) — два рода систем понятий, категорий, различаю­щихся структурой связи входя­щих в них элементов. Элементы координационной системы обладают самостоятельным значением и внеш­ней зависимостью друг от друга. Элементы С. не являются самостоя­тельными единицами, их значение вытекает из значения др. элементов и предполагает внутреннюю связь с ними, переходы, развитие одних в др. Как особые системы знания К. и С. являются итогом различных про­цессов познания. К К. приводит про­цесс расчленения предмета на со­ставные части, в соответствии с принятым   за   основание   деления признаком. Такой вид знапия необ­ходим для обозрения функциональ­но зависимых частей единого це­лого, но является абстрактным и ограниченным. Он характерен для метафизических, недиалектических систем. С. категорий основана на движении мысли от абстрактного к конкретному, от простого к слож­ному в процессе диалектического воспроизведения развивающихся вещей и явлений. В отличие от идеалистической С. (Гегель), со­гласно к-рой одна мысль рождает др., а переход от одпой к др. опре­деляется только мыслью, диалекти­ческий материализм дает метод по­строения С, основьшающийся на изучении объективного предмета и теоретическом развитии знания о нем. Классическим примером может служить «Капитал» Маркса. Резуль­тат движения знания запечатлен здесь в форме С. категорий. Диалек­тика предмета отражена в диалек­тике понятий. Важнейшим критери­ем в С. диалектической логики яв­ляется единство логического и ис­торического, понимание системы логических категорий как обобщен­ной истории познания.