Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Ленин Владимир Ильич (1870— 1924) — продолжатель дела Маркса и Энгельса, вождь рус. и междуна­родного пролетариата, основатель Коммунистической партии Советско­го Союза и Советского государства. Род. в Симбирске (ныне Ульяновск). Окончив в 1887 гимназию, поступил на юридический факультет Казан­ского ун-та, но за участие в студен­ческом движении был арестован и выслан под надзор полиции. В 1891 окончил экстерном Петербургский ун-т. В Казани (1888—89) и Самаре (1889—93) Л. изучает марксистское учение п формируется как марксист, организует в Самаре первый маркси­стский кружок. Приехав в 1893 в Пе­тербург, становится руководителем петербургских марксистов, ведет большую работу среди рабочих. В 1894 написал свое первое крупное произв. — «Что такое «друзья наро­да» и как они воюют против социал-демократов?», в к-ром доказал несо­стоятельность теории и тактики на­родников и указал рабочему классу России пстпнный путь борьбы. В 1895 объединил марксистские кружки Петербурга в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Вскоре Л. арестовывают и заклю­чают в тюрьму, затем ссылают в Си­бирь. В начале 1900 он уезжает за границу, где создает первую обще-рус, марксистскую газету — «Искру»,

сыгравшую огромную роль в возник­новении марксистской партии ново­го типа и выработке ее первой про­граммы, в борьбе против реформи­стов и оппортунистов. В 1903 на II съезде РСДРП была создана пар­тия большевиков, к-рая под руковод­ством Л. повела пролетариат и тру­дящееся крестьянство России по пути борьбы за свержение царского самодержавия и создание социали­стического общественного строя. Эта­пами этого пути были рус. буржуаз­но-демократическая революция 1905, Февральская революция 1917 и побе­доносная Октябрьская социалисти­ческая революция 1917. Великая заслуга Л. состоит в том, что он творчески разработал марксистское учение применительно к новым историческим условиям, конкретизи­ровал его на опыте рус. революций и международного революционного движения после смерти Маркса и Энгельса. В работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916) Л. продолжил анализ капи­талистического способа производ­ства, данный в «Капитале» Маркса, и раскрыл закономерности экономи­ческого и политического развития в условиях империализма. Творческий дух ленинизма нашел свое выраже­ние в созданной Л. теории социали­стической революции. Он доказал, что в новых условиях социализм моя!ет победить первоначально в одной или нескольких странах, а не во всех странах одновременно. Он разработал учение о партии пролета­риата как руководящей и органи­зующей силе, без к-рой невозможно завоевание диктатуры пролетариата и построение коммунистического об-ва. Л. стал главой первого проле­тарского государства, сумевшего под его руководством отстоять свое су­ществование в борьбе против внут­ренних и внешних врагов и присту­пить к мирному созиданию социа­лизма. Развивая идеи Маркса и Эн­гельса, Л. разработал конкретную программу социалистического строи­тельства в СССР, ставшую руковод­ством для партии и всего советского народа. С именем Л. связан новый этап в развитии всех составных ча­стей марксизма, в т. ч. философии. С первых шагов своей деятельности Л. ^уделял огромное внимание даль­нейшему развитию диалектического и исторического материализма. Марксистская философия была тем инструментом, к-рым Л. пользовался при решении всех вопросов, постав­ленных перед рабочим классом и его партией новой исторической эпохой. Л. обогатил марксистскую филосо­фию мн. идеями. В 1908 он написал свое осн. философское произв. —■ «Материализм и эмпириокритицизм», в к-ром дал глубокий анализ но­вых достижений естествознания в свете диалектического материализма и развил коренные принципы марк­систской философской науки, особен­но теории познания (обоснование материалистической теории отраже­ния, учения об объективной истине и диалектике ее развития от относи­тельных истин к абсолютной, опре­деление категорий материи, про­странства и времени, причинности и др., разработка положения о слож­ности и неисчерпаемости свойств ма­терии и т. д.). Л. прозорливо увидел в лице махизма то направление совр. буржуазной и ревизионистской фи­лософии, к-рая пытается новыми ме­тодами подорвать влияние материа­лизма и, специализируясь на гносео­логии и логике, защитить и отстоять идеализм. Его критика махизма со­храняет все свое злободневное зна­чение и сейчас, учит марксистов то­му, как нужно бороться против реак­ционной философии. Л., как никто до него, остро поставил вопрос о принципе партийности философии, требуя от марксистов последователь­ной борьбы против любой разновид­ности идеализма и метафизики. Осо­бенно много он работал над дальней­шим совершенствованием и разви­тием материалистической диалекти­ки, к-рую он называл «душой марк­сизма», его «коренным теоретиче­ским основанием». Он показал мно­гогранность диалектики как теории развития и обосновал чрезвычайно важное и плодотворное положение о совпадении и единство диалектики, логики и теории познания. Ука­зав на «Капитал» Маркса как на об­разец такого единства, Л. высказал массу ценных мыслен в этом напра­влении, составляющих целую про­грамму дальнейшей работы над диа­лектикой («Философские тетради»). Его конкретные произв., посвящен­ные самым разнообразным вопросам экономики, политики, стратегии и тактики, дают непревзойденные об­разцы  применения  диалектики   к реальной жизни. В статье «О значе­нии воинствующего  материализма» (1922) Л. наметил важные   задачи дальнейшего развития марксистской философии, в т. ч. и в области борь­бы с религией и религиозпым миро­воззрением. Эти ленинские указания актуальны и в наши дни. Л. считал величайшим завоеванием марксист­ской философии материалистическое понимание истории. В теории исто­рического  материализма  он видел научный фундамент для понимания закономерностей общественного раз­вития и революционной борьбы за социалистическое      переустройство об-ва. Творчески исследуя вопросы экономического, политического и ду­ховного развития об-ва в новую эпо­ху, Л. развил все стороны марксист­ской социологии. Особенное  значе­ние имеют его исследования по во­просам о классах и классовой борь­бе, о государстве и революции («Го­сударство и революция»), о роли на­родных масс в эпоху социалистиче­ской   революции   и   строительства коммунистического об-ва, о соотно­шении масс, партии и вождей, его идеи относительно повых форм про­явления общих закономерностей об­щественного  развития  в  условиях социалистического строительства, о соотношении экономики и политики, о культуре и культурной революции, о социалистической морали, принци­пах социалистического искусства и мн. др. Л. принадлежат также цен­ные идеи в области марксистской историко-философской науки, он дал глубокие и меткие оценки ряда фи­лософов прошлого (античных фило­софов, фр. материалистов, Канта, Ге­геля и др.). Л. высоко ценил роль рус. революционно-демократических мыслителей (Белинского, Герцена, Чернышевского и др.), а его выска­зывания о них и процессах развития революционного движения и обще­ственной мысли в России предста­вляют теоретическую основу для научной истории рус. материалисти­ческой философии. Ленинизм как продолжение п развитие марксизма, марксизм-ленинизм как единое не­разрывное целое — знамя совр. пере­дового человечества, борющегося за мпр, демократию и социализм.