Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

учение о неизбежной повторяемости в историко-культурном развитии, вы­росшее из кризиса сравнительно-исторического метода. В конце 19—■ начале 20 в. остро встал вопрос о критериях сравнительного анали­за. Делалось все более ясным, что исторические сопоставления и ана­логии, как правило, имеют в виду лишь форму протекания процессов, но не само их содержание. Куль­турных циклов теория предложила способ искусственного преодоления этих затруднений. Сторонники дан­ной теории (Шпенглер, Тойнби) утверждали, что именно в форме протекания исторических процессов, в характеризующем их «общем стиле культуры» и выражаются внутренние зависимости истории. По их мнению, исторические аналогии не нуждаются в обосновании, они самодостоверны. Использование исторических аналогий считалось не вспомогательным методом, а интуи­тивным усмотрением фундаменталь­ной онтологической структуры исто­рии. Повторяемость, синхронность и циклический характер историко-культурных процессов рассматрива­лись как единственное свидетель­ство существования общеисториче­ских законов. Социальная напра­вленность данной теории обнажена в учении Шпенглера, к-рый призы­вал строить историческое действие в плане сознательного подражания прошлому. Практические результаты этой ориентировки были показаны фашистской идеологией, принявшей на вооружение осн. принципы шпенглеровского «историзма».