Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Аналогия бытия (analogia еп-tis)— центральное методологиче­ское понятие в католической фи­лософии (Неотомизм, Схоластика, Томизм, Фома Аквинский). А. б. означает, что всякое сущее (матери­альный предмет или явление, идея) сходно с др. сущим и одновременно отлично от него. По этому принци­пу католическая философия возво­дит иерархическую лестницу бытия. Поскольку  первичным, определяю­щим в А. б. считается сходство, единство, постольку причиной, пер­воисточником качественного много­образия бытия, согласно схоластиче­ской метафизике (Фома Аквинский, из совр. схоластов — Э. Пшевара и др.), может быть только внеш-пяя, сворхприродная сила, бог, в к-ром совпадают все различия. Т. обр., в понятии А. б. абсолютизи­руются тождество, сходство предме­тов и явлений, а их качественные различия сводятся к количествен­ным. Это понятие было введено в средневековой схоластике. Нынеш­ние схоласты объявляют А. б. анти­подом диалектического единства противоположностей (Единства и борьбы противоположностей закон).

Анархизм (греч. — безначалие, безвластие) — мелкобуржуазное об­щественно-политическое течение, враждебно относящееся ко всякой власти, в т. ч. к диктатуре пролета­риата, противопоставляющее инте­ресы мелкой частной собственности и мелкое крестьянское хозяйство прогрессу об-ва, основанному на крупном производстве. Философской основой А. является индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм. Воз­никновение А. связано с именами Шмидта (Штирнера), Прудона, Ба­кунина, утопические теории к-рых были подвергнуты критике в трудах Маркса и Энгельса. А. в 19 в. был распространен во Франции, Италии и Испании. А. не идет дальше об­щих фраз против эксплуатации, ему недостает понимания причин эксплуатации, понимания классовой борьбы как творческой силы осуще­ствления социализма. Анархистскоо отрицание политической борьбы объ­ективно служит подчинению рабо­чего класса буржуазной политике. Наиболее существенным в борьбе против А. является вопрос об отно­шении революции к государству и вопрос о государстве вообще. Анар­хисты требуют немедленного унич­тожения государства, не признают возможности использования буржу­азного государства для подготовки пролетариата к революции. После 1917   А.   в России превратился в онтрреволюционное течение. В на-тоящее время А. пользуется извест-ым влиянием в Испании, Италии и атинской Америке.