Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Наследственность — способность живых организмов к передаче при­знаков и свойств от родителей к по­томству. Эта способность возникла и развивалась в процессе биологиче­ской эволюции. У высших животных передача наследственных признаков зависит только от половых клеток. Изменения Н. организмов вызывают­ся воздействием внешней среды. Та­кие изменения называют мутациями. Вредные мутации ведут к гибели организма, полезные закрепляются естественным отбором. Мутации и естественный отбор — осн. факторы биологической эволюции, результа­том к-рой явились совр. виды орга­низмов. Совр. биология открыла, что материальными носителями Н. в ор­ганизме могут быть вещества, мо­лекулы к-рых достаточно устойчивы, самовоспроизводятся и регулируют синтез белков. Этим комплексом свойств обладают молекулы ядерных нуклеиновых кислот. Выяснение ма­териальных носителей Н. опровер­гает идеалистические представления о сверхъестественных причинах этой способности живых существ. Совр. генетика подошла к открытию кон­кретных путей целенаправленного изменения II. Это открытие явится важным этапом в познании и пре­образовании живой природы.

Натурализм (лат. natura — приро­да) . 1. В философии — стремление объяснить развитие об-ва законами природы (климатическими условия­ми, географической средой, биологи­ческими и расовыми особенностями людей и т. д.). Н. близок к антропо­логизму, к-рый также не видит спе­цифических закономерностей обще­ственной жизни. Если в 17 и 18 вв. философский Н. сыграл положитель­ную роль в борьбе со спиритуализ­мом, то впоследствии он сам выро­дился в реакционно-идеалистиче­скую теорию. Сюда можно отнести мальтузианство, органическую тео­рию об-ва Спенсера, теории социаль­ного дарвинизма. 2. Система эстети­ческих взглядов на искусство и соот­ветствующая ей художественная практика, сформировавшиеся во вто­рой   половине  19 в. Философской основой   Н.   явился     позитивизм (Копт, Спенсер, И. Тэн и др.). Не ставя задач проникновения в суще­ственные, глубинные процессы дей­ствительности,  Н.  сводит художе­ственное изображение к копирова­нию случайных, единичных предме­тов  и  явлений.  Противоречивость эстетической   концепции   Н.   ярко проявилась  у  Э. Золя, творчество к-рого зачастую вступало в противо­речие с его теоретическими выска­зываниями     («Экспериментальный роман», 1880;  «Натурализм в теат­ре», 1881, и др.) о тождественности социальных и биологических явле­ний, о независимости искусства от политики и морали и т. д. Характер­ные для совр. буржуазного натура­листического   искусства   физиоло­гией,   примитивная   развлекатель­ность, сентиментальность  и  мело­драматизм, внешне эффектная кра­сивость и т. п. проявляются в са­мых различных жанрах: в бульвар­ных романах и т. наз. комиксах, в гангстерских фильмах и детектив­ных пьесах, в порнографических ри­сунках и салонной живописи, в джа­зовых ритмах рок-н-роллов и тви­стов. Проповедуемые сторонниками Н. (прямо пли косвенно) идеи пас­сивности, отказа от социальной борь­бы, безразличия к радостям и стра­даниям людей, их особый интерес к низменным сторонам человеческой жизни тесно сближают натурали­стов с формалистами, напр. с сюр­реалистами.