Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Натуралистическая социология — направление совр. буржуазной со­циологии. Сторонники Н. с. абсолю­тизируют отдельные черты человека как биологического существа и ут­верждают, что развитие человече­ского об-ва определяется законами биологии. К числу натуралистиче­ских теорий относятся социал-дар­винизм, мальтузианство, некоторые др. буржуазные теории народонасе­ления, приписывающие ему решаю­щую роль в развитии об-ва, а также биологическая разновидность расиз­ма (в отличие от психорасизма), абсолютизирующая расовые призна­ки и считающая борьбу рас осн. фактором общественного развития.

Натурфилософия (лат. natura — природа) —философия природы, особенностью к-рой является пре­имущественно умозрительное ис­толкование природы, рассматривае­мой в ее целостности. Границы меж­ду естествознанием и Н., как и ме­сто самой Н. в системе др. философ­ских дисциплин, менялись в исто­рии философии. В древности Н. фак­тически сливалась с естествозна­нием и в древнегреч. философии обычно именовалась физикой. Древн. Н. свойственно стихийно- и наивно-диалектическое истолкова­ние природы как связного и живого целого, идея тождества микрокосмо- ii са (человека) и макрокосмоса Р (природы) (Гилозоизм). Органиче­скую часть Н. составляла также космология и космогония. Элементы Н. присущи даже средневековой схо­ластике, они состояли гл. обр. в при­способлении к геоцентрической кар­тине мира некоторых принципов аристотелевской Н. и космологии. В эпоху Возрождения Н. получает большое распространение. В борьбе против схоластической картины при­роды Н. этой эпохи (в основном со­хранившая понятия и принципы ан­тичной Н., но опиравшаяся на более высокий уровень естественнонауч­ных знаний) развила ряд глубоких материалистических и диалектиче­ских идей, напр. идею бесконечности природы и бесчисленности соста­вляющих ее миров (Бруно) и идею совпадения противоположностей в бесконечно большом и бесконечно малом (Николай Кузанский, Бруно). В 17 в., хотя ряд отраслей естество­знания, и прежде всего математика и механика, выделяются из Н., по­следняя все же мыслится в тесном единстве с ними. Не случайно гл. труд Ньютона, формулирующий принципы механики и астрономии, наз. «Математические начала нату­ральной философии». В 18 в. в фи­лософии фр. и европейского Просве­щения и материализма Н. выдви­гает идею энциклопедической связи всех наук, расширившихся и углу­бившихся по сравнению с предше­ствующим столетием. В конце 18 — начале 19 в. большую роль сыграла Н. Шеллинга, к-рая, хотя и на идеа­листической основе, сформулировала идею единства сил природы, обобщи­ла ряд важных естественнонаучных открытий той эпохи. Один из после­дователей Шеллинга, Окен, высказал идею развития органического мира.

Характеризуя Н., Энгельс писал, что она «...заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими свя­зями и замещала недостающие фак­ты вымыслами, пополняя действи­тельные пробелы лишь в вообра­жении. При этом ею были выска­заны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие от­крытия, но не мало также было на­говорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения нх собствен­ной связи, чтобы составить удовле­творительную для нашего времени «систему природы», и когда созна­ние диалектического характера этой связи проникает даи;е в метафизи­чески вышколенные головы есте­ствоиспытателей вопреки их воле, — теперь натурфилософии пришел конец. Всякая попытка воскресить ее не только была бы излишней, а была бы шагом назад» (т. 21, с. 304—305). В дальнейшем (конец 19 — начало 20 в.) такой шаг назад был сделан Оствальдом, Авенариу­сом, Липпсом, Дришем и некоторы­ми др. философамП-пдеалпстами, пы­тавшимися преодолеть с помощью II. кризис новейшего естествознания.