Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

 Античная философия— сово­купность философских учений, раз­вивавшихся в древнегреч. рабовла­дельческом об-ве с конца 7 в. до н. э. и в древнеримском рабовладельче­ском об-ве начиная со 2 в. до н. э. вплоть до начала 6 в. н. э. А. ф. — единое и своеобразное, по не изоли­рованное явление в развитии фило­софского сознания человечества. Она складывалась на основе пере­несенных с Востока в греч. города зачатков астрономических, матема­тических, физических и т. п. знаний, в результате обработки древн. ми­фологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в 5 в. до н. э. возникли фило­софские и космологические системы, в к-рых миф играет роль пе столько осн. воззрения, сколько образного средства выражения мысли. В 6 в. и даже в 5 в. до н. э. философия и знание о природе еще не были от­делены друг, от друга. При отсут­ствии способов экспериментальной проверки число возникавших гипо­тез было велико. Для философии это множество гипотез означало многообразие типов философского объяснения мира. Многообразие это и уровень разработки сделали А. ф. школой философского мышле­ния для последующих времен. «...В многообразных формах грече­ской философии, — писал Энгельс,— уже имеются в зародыше, в про­цессе возникновения, почти все поз­днейшие типы мировоззрений» (т. 20, с. 369). Исходной точкой раз­вития А. ф. был философский мате­риализм. Фалес, Анаксимандр, Анак-симен, Гераклит, при всех различиях между ними, полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного, начала. Однако внутри этой наивно-материалистической основы уже ра­но наметились отдельные воззрения, к-рые впоследствии привели к воз­никновению идеализма. Зародыши раскола на материалистические и идеалистические направления наме­тились уже у самых ранних греч. мыслителей. Эти зародыши превра­тились во второй половине бив первой половине 4 вв. до н. э. в про­тивоположность материализма и идеализма.  Не менее ясно выступает в А. ф. противоположность диа­лектического и метафизического ме­тодов мышления. По существу, мя. первые греч. философы были диа­лектиками, рассматривали природу как целое и, следовательно, во взаи­модействии и связи ее явлений. За тысячу с лишним лет развития А. ф. материализм  и  идеализм,  диалек­тика и метафизика, сложившиеся в древнегреч. философии, претерпели сложную эволюцию, отражавшую в конечном счете диалектику разви­тия античного об-ва. Материализм в А. ф. развивали Эмпедокл, Анак­сагор, Леекипп и Демокрит. В лице Сократа и особенно Платона сложи­лось учение философского идеализ­ма,   противопоставившего 'себя   в первую очередь материализму ато­мистов. С этого времени в А. ф. ясно   обнаруживаются   две   борю­щиеся меягду собой осн. линии раз­вития:    материализм   и   идеализм (или, говоря словами В. И. Ленина, «линия Демокрита» и «линия Пла­тона»). Колебавшийся между мате­риализмом   и идеализмом Аристо­тель также излагал свои идеи в по­лемике с предшествующими и совр. ему учениями. Особенно энергична и остроумна аристотелевская критика центральной в платоновском идеа­лизме теории «идей». В эпоху эл­линизма, отражавшую начало кри­зиса   полисной   рабовладельческой системы, борьба школ А. ф. вновь обостряется. Особенно интенсивна в это время борьба между материали­стической школой  эпикуреизма  и школой стоицизма, в учения к-рых, материалистические в основе, ши­роко проникли элементы идеализма. На первое место среди вопросов фи­лософии выдвигаются вопросы эти­ки, опирающейся, однако, на учение о природе и на учение о знании и мышлении.    Философские    школы превращаются в замкнутые содру­жества людей, объединенных равно­душием к внешним событиям и по­вышенным интересом к вопросам этики и воспитания. Одновременно изменяется соотношение между фи­лософией и специальными науками, появляется новый тип деятеля и но­вый тип ученой литературы — спе­циальной, доступной только подго­товленным. В эпоху Римской импе­рии, обострения кризиса рабовла­дельческого об-ва усиливается стремление к религиозному само­забвению и утешению. С Востока на Запад проникает и распростра­няется волна религиозных культов, учений, мистерий. Сама философия становится религиозной, а в некото­рых учениях даже мистической. Та­ковы учения неоплатонизма и нео­пифагореизма. Первое из пих ока­зало влияние на развитие философ­ских учений христианства. В 529 император Юстиниан издал декрет о закрытии философских школ в Афинах. Но еще до этого декрета и независимо от него осн. круг идей А. ф. завершил свое развитие.