Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Онтология (греч. — учение о бы­тии). 1. Под О., или «первой фило­софией», в домарксистской филосо­фии понималось учение о бытии во­обще, бытии как таковом, независи­мом от его частных видов. В этом смысле О. равнозначна метафизи­ке — системе умозрительных всеоб­щих определений бытия. Понятие о таком учении впервые ввел Ари­стотель. В эпоху позднего средне­вековья католические философы пы­тались использовать аристотелев­скую идею метафизики для построе­ния такого учения о бытии, к-рое бы служило философским доказатель­ством истин религии. Эта тенденция в наиболее законченном виде высту­пила в философско-теологической системе Фомы Аквинского. В новое время (приблизительно с 16 в.) под О. стали понимать особую часть ме­тафизики, учение о сверхчувствен­ной, нематериальной структуре все­го существующего. Термин «О.» при­надлежит нем. философу Гоклениусу (1613). Законченное выражение идея такой О. получила в философии Вольфа, к-рая утратила всякую связь с содержанием частных наук и строила О. большей частью путем абстрактно-дедуктивного и грамма­тического анализа ее понятий (бы­тие, возможность и действитель­ность, количество и качество, суб­станция и акциденция, причина и действие и др.). Противоположная тенденция выступала в материали­стических учениях Гоббса, Спинозы, Локка, фр. материалистов 18 в., по­скольку положительное содержание этих учений, опиравшихся на дан-пые экспериментальных наук, объ­ективно подрывало идею О., как фи­лософской дисциплины высшего ран­га, как «первой философии». Кри­тика О. представителями нем. клас­сического идеализма (Кант, Гегель и др.) была двойственной: с одной стороны, О. объявляли бессодержа­тельной и тавтологичной, с др. — эта критика заканчивалась требованием создать новую, более совершенную О. (метафизику), заменить ее транс­цендентальной философией (Кант), системой трансцендентального идеа­лизма (Шеллинг), логикой (Гегель). Система Гегеля в идеалистической форме предвосхитила идею единства О. (диалектики), логики и теории познания и этим указала выход из рамок умозрительного философство­вания к действительному положи­тельному познанию мира (Энгельс). 2. В бурясуазной философии 20 в. в результате реакции на распростра­нение субъективно-идеалистических течений (неокантианство, позити­визм) предпринимаются попытки построить на объективно-идеалисти­ческой основе «новую онтологию» («трансцендентальная онтология» Гуссерля, «критическая онтология» Н. Гартмана, «фундаментальная он­тология» Хайдеггера). В новых онто­логических учениях под О. пони­мается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональ­ной интуиции. Идея «новой онтолопш» подхвачена рядом католиче­ских философов, к-рые пытаются «синтезировать» «традиционную», идущую от Аристотеля О. с кантов-ской трансцендентальной филосо­фией и противопоставить свою О. философии диалектического мате­риализма. 3. В марксистской филосо­фия термин «О.» не применяется, иногда его условно (но неправомер­но) употребляют как синоним уче­ния о наиболее общих законах раз­вития бытия.