Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Мораль (лат. mores — нравы) — форма общественного сознания, в к-рой отражаются и закрепляются этические качества социальной дей­ствительности (благо, добро, спра­ведливость и т. д.). М. (или, что то же, нравственность) представляет собой совокупность правил, норм об­щежития, поведения людей, опреде­ляющих их обязанности и отноше­

ния друг к другу и к об-ву. Харак­тер М. определяется экономическим и общественным строем; в ее нор­мах выражаются интересы класса, социального слоя, народа. Посколь­ку в классовом об-ве интересы клас­сов противоположны, постольку су­ществуют различные морали. Если класс становится реакционным, то М. его теряет оправдание и превра­щается в сугубо эгоистическую, пе­рестает соответствовать ходу исто­рии. Если же М. выражает потреб­ности исторического развития, она прогрессивна. М. выступает не толь­ко как система норм поведения, но и как характерная особенность ду­ховного облика людей, идеологии и психологии класса, социального слоя, народа. Поведение, являю­щееся объективно добрым и спра­ведливым, моральнр (нравственно), а злое, несправедливое — амораль­но (безнравственно). Однако люди могут заблуждаться, принимая доб­рое за злое и наоборот. Поэтому М. включает в себя оценку. Оценочное отношение проявляется не только в суждениях (идеологии), но и в эмо­ционально-волевых реакциях, аф­фектах (нравах). Отношения между людьми, выражающиеся в этических оценках поведения, образа жизни, являются моральными отношения­ми. М. появилась вместе с человече­ским об-вом, т. о. до возникновения государства и права, и прошла длин­ный исторический путь развития, меняя свой характер вместе с изме­нением способа производства и об­щественного строя. В классовых формациях борьба между антагони­стическими классами находила свое выражение и в области М. Мораль­ные нормы и отношения, т. обр., не есть что-то раз навсегда данное, как думают метафизики, и не есть чи­стое порождение разума, духа, как утверждают идеалисты и теологи. Религия защищает М. эксплуатато­ров. Частнособственнический дух пронизывает буржуазную М. В бур­жуазных принципах и нравах про­являются эгоизм, индивидуализм, враждебное отношение к людям. Поведение, образ жизпи империали­стической буржуазии аморален, идет вразрез с общечеловеческими инте­ресами, ходом истории. Свое наибо­лее последовательное и реакционное выражение М. империализма полу­чила в фашизме. С уничтожением капиталистического строя на смену буржуазной М. приходит М. социа­листическая, имеющая своим исто­ком созданную еще при старом строе М. пролетариата и те прогрессивные нравственные принципы, к-рые были накоплены трудящимися в борьбе с социальным гнетом и несправедли­востью. С победой социализма М. становится общенародной; в период перехода к коммунизму М. и мо­ральные принципы приобретают первостепенное значение, отноше­ния между людьми и отношения че­ловека к об-ву все более регули­руются нравственными началами, в то время как роль административ­ного регулирования постепенно уменьшается. Осн. принципы М. лю­дей социалисьЬческого и коммуни­стического о»Рва сформулированы Программой КПСС в моральном ко­дексе строителя коммунизма.